Главная > Экскурсоведение > Музейное дело в России

Музейное дело в России


15-12-2017, 03:05. Разместил: book

 

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В РОССИИ

Культурно-образовательная деятельность как важный

элемент музейной коммуникации. Немного истории.

Музейная педагогика. Разработка образовательной

концепции музея. Музейная аудитория.

Формы культурно-образовательной деятельности.

Культурно-образовательная деятельность является важным компонентом музейной коммуникации и одним из ведущих направлений музейной работы. Теоретическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика. Понятие "культурно-образовательная деятельность" шире понятия "музейная педагогика", так как включает, по существу, все, что относится к организации и проведению многоаспектной работы с самой разнообразной музейной аудиторией. Термин "культурно-образовательная деятельность" получил распространение в отечественном музейном деле с начала 1990-х годов.

Как социокультурный институт музей всегда был ориентирован на контакты с публикой, но в разные эпохи представления об образо­вательной роли музея прежде всего были связаны с особенностями развития социума в тот или иной период. Лишь в конце XIX - начале XX вв. обществом в полной мере начинает осознаваться значение му­зеев в процессах просвещения, образования и воспитания. В это вре­мя наибольшее распространение для обозначения работы музеев с пуб­ликой получил термин "культурно-воспитательная работа". В этот период получают развитие экскурсии, лекции, которые мы теперь называем традиционными формами музейной работы. Начинает формиро­ваться отечественная экскурсионная школа, получает широкое развитие экскурсионное дело. Наиболее четко продумывается и решается проблема взаимодействия со средними учебными заведениями - школами, гимнази­ями, училищами. Намечается "выход" на более широкую аудиторию.

В этом плане интересны впечатления К.А. Тимирязева, высту­павшего с лекцией в Политехническом музее: "Вы встретите здесь толпу самую пеструю, какую могли бы себе представить где угодно, но уже никак не в аудитории. А между тем это факт: эта толпа в аудитории, она составляет аудиторию, внимательно, жадно ловящую слова не сказки, не потешного рассказа, а ставшего доступным ее пониманию научного вопроса. И факт этот невольно озадачивает вас при наглядном столкновении - до того мало возможен он казался еще двадцать, еще десять лет назад". Именно Политехнический му­зей с первых дней своего существования был ориентирован на рабо­ту с самой разнообразной аудиторией.

К 1910 г. относится выход сборника "Школьные экскурсии, их значение и организация", который, учитывая актуальность материа­ла, был переиздан в 1921 г.

Со второй половины 1920-х гг. музей, в связи с общими тенден­циями политизации и идеологизации, начинает рассматриваться как центр политпросвещения. На рубеже 1920-1930-х гг. появляется но­вый термин для обозначения взаимодействия музеев с аудиторией -"политико-просветительная работа", которая провозглашается приоритетным направлением музейной деятельности.

До середины двадцатых годов в содержание работы с посетите­лем включалось изучение мировой и отечественной истории, природ­ных и культурных достопримечательностей страны, особенностей национальной культуры. К тридцатым годам основное внимание уде­лялось пропаганде революционных завоеваний и достижений социа­листического строительства. Согласно решениям IV съезда Политпросветов (1926), музейные экскурсии и лекции должны были строиться только на основе марксистско-ленинской методологии.

Основной задачей становилось внедрение этой государственной доктрины в общественное сознание, а главным критерием всей ра­боты с посетителем - массовость охвата населения. И термин "по­литико-просветительная работа" дополняется словом "массовая". Эта терминология настолько прочно вошла в сознание музейных работ­ников предшествующих поколений, что и по сей день понятие "мас­совая" часто употребляется для обозначения культурно-образователь­ной деятельности.

На рубеже 1950-х.-60-х гг. получает распространение термин "научно-просветительная работа", что объясняется прежде всего усилением внимания к музейному предмету как основе музейной деятельности, а также к научным исследованиям в этом направле­нии работы. Однако музей продолжает рассматриваться как идеоло­гическое учреждение, о чем свидетельствуют постановления партии "О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудя­щихся" 1964 г. и "Об улучшении идейно-воспитательной работы му­зеев" 1982 г. Эффективность научно-просветительной работы про­должает оцениваться по количеству "обслуженных" посетителей, проведенных экскурсий и прочитанных лекций. Нормативы опреде­ляют органы управления музейным делом. И вплоть до сер. 1980-х

годов незыблемой остается задача показа достижений социалисти­ческого строительства, историко-революционная тематика, а после окончания Великой Отечественной войны одним из ведущих направ­лений тематики культурно-образовательной деятельности становит­ся военно-патриотическая.

Между тем именно в этот период (1960-1980-е гг.) в работе с аудиторией наблюдаются значительные изменения не только в раз­витии новых (нетрадиционных) форм музейной работы: факультативов, абонементов, устных журналов, уроков мужества, фестивалей, праздников, клубов и др., но и в методических приемах экскурсион­ной работы. Экскурсия начинает рассматриваться как диалог, а экс­курсант - как равноправный его участник. Вводится вопросно-от­ветная, игровая методика, применяется театрализация. Получают развитие цикловые формы работы с аудиторией.

Большое значение для развития экскурсионной деятельности имели исследования проблем классификации, содержания, органи­зации и методики музейных экскурсий в середине 1970-х гг., пред­принятые НИИ культуры и представленные в сборниках трудов ин­ститута ("Основы экскурсионного дела"). Результаты трудоемкой исследовательской работы нашли преломление в практической ра­боте музеев. Начинают возрождаться лучшие традиции отечес­твенной экскурсионной школы.

Проявляется тенденция дифференцированного, гибкого подхо­да к различным категориям музейной аудитории - школьникам, сту­денчеству, взрослым посетителям, иностранным туристам, местным жителям и т.д. Способствовало развитию такого продуманного под­хода к посетителю проведение комплексного социологического изу­чения посетителей музеев, которое нашло воплощение в серии тру­дов НИИ культуры ("Музей и посетитель"). С другой стороны, имен­но осознанная необходимость дифференцированно подходить к раз­ным группам музейной аудитории стимулировала эти исследования. В результате масштабное изучение музейного зрителя сыграло зна­чительную роль в разработке новых приемов, методик, используе­мых в практике музейной работы.

На рубеже 1980-х-1990-х гг. музей рассматривается как важный элемент развития человека, его творческого потенциала, форми­рования ценностных, нравственных, мировоззренческих ориентации, базирующихся прежде всего на эмоциональной сфере, что связано с общими социальными, культурными процессами, происходящими в стране и мире. Под призмой теории коммуникации переосмыслива­ется модель музея, активно включающегося в жизнь общества. Скла­дывается и новая образовательная концепция музея.

Все чаще употребляется термин "культурно-образовательная деятельность", что свидетельствует о новом этапе в развитии музеев и отношении общества к культурному наследию. Вместе с тем этот период характеризуется и более тесными контактами с международ­ным музейным сообществом (ИКОМом), один из комитетов которо­го называется Международным комитетом по культурной и образо­вательной деятельности. Продолжают развиваться как традицион­ные, так и новые формы работы с посетителем, построенные на ди­алоговых формах и интерактивной методике. Проблематика куль­турно-образовательной деятельности постепенно уходит от догма­тической идеологизации отечественной истории, культуры, искус­ства, что меняет практически содержание всех ее форм, программ.

Развитие культурно-образовательной деятельности на современ­ном этапе прежде всего связано с изменением социальной роли музея и повышением эффективности взаимодействия музея и общества. Музей становится культурным, образовательным центром практичес­ки для всей многоликой аудитории, что требует особого внимания к изучению музейного посетителя с целью адекватного ответа на его запросы. В ряде музеев проводятся социологические исследования, способствующие разработке таких программ, проектов, в которых за­интересованы посетители разного возраста, социального статуса, про­фессиональной ориентации. Новые информационные технологии на­ходят применение в культурно-образовательной деятельности.

Приметой времени становится создание новых интеграционных структур - культурных, образовательных центров, создаваемых, как правило, на базе музеев и основанных на взаимодействии и сотрудничестве с органами образования, социальной защиты, учреждени­ями культуры, науки, искусства. Они имеют много модификаций, определяемых спецификой территорий, особенностями музеев и музейной сети, культурным потенциалом регионов. Главная их цель — образование человека культурой.

Значительное количество таких центров работает с детской ауди­торией. Вместе с тем проявляется тенденция создания культурных музейных центров, ориентированных на взаимодействие со всем спектром музейной аудитории. Как у нас в стране, так и за рубежом начинает четко проявляться тенденция сотрудничества музеев со взрослой аудиторией, для которой музей становится образователь­ной, культурной и даже развлекательной площадкой.

Таким образом, культурно-образовательная деятельность музе­ев прошла долгий путь, каждый из этапов которого характеризуется особенностями того или иного исторического периода.

Музейная педагогика. Термин "музейная педагогика" получил в последние 1,5-2 десятилетия широкое распространение в среде оте­чественных музейных специалистов. Термин пришел к нам в 1970-е гг. из Германии, где его появление зафиксировано в начале 1930-х гг. Разработка понятия "музейная педагогика" восходит к началу 190 гг. и связана с деятельностью немецких музеев, спроецированной н работу со школами и участие в учебном процессе.

Представление о музее как образовательном институте зарож­дается в начале XX в. На конференции в Мангейме в 1913 г. А. Лихтварк, директор Гамбургской картинной галереи, подчеркнул в док­ладе, что "университетам, появление которых относится к средним векам, и к академиям, появившимся в эпоху абсолютизма, XX век присоединил новое высшее воспитательное учреждение - музей. Все эти три рода учреждения носят каждый отпечаток той эпохи, кото­рая их создала. Музеи, открытые для всех, задающиеся целью слу­жить всем и не признающие никаких различий и разделений, явля­ются выражением демократического разума". Отметим, что похожие мысли высказывал Н.Ф. Федоров, полагавший, что музей должен быть открыт для всех, независимо от уровня образования, социального статуса. Придавая большое значение воспитательной роли му­зея, Н.Ф. Федоров считал, что "музей будет действовать душеобразовательно".

А. Лихтварк обосновал образовательное предназначение музея и роль посредника в процессе общения посетителя с экспозицией, пред­ложив новый подход к посетителю как участнику диалога. Благодаря Г. Кершенштейнеру, в педагогической деятельности музеев было об­ращено большое внимание на построение самой экспозиции, а не толь­ко на формы, методы, приемы работы с посетителями. Иллюстрацией такого подхода явилась экспозиция Немецкого музея шедевров есте­ствознания и техники г. Мюнхена, которая стимулировала активность посетителя при восприятии им музейного материала.

Непосредственно термин "музейная педагогика" впервые был употреблен в книге "Музей - образование - школа" (1931 г.), авто­ром которой был Г. Фройденталь, много внимания в своей деятель­ности уделявший проблемам взаимодействия музея и школы. Им была разработана методика работы музея со школьниками, включавшая несколько этапов - подготовку к посещению музея, работу в музее и закрепление на уроке полученных знаний и впечатлений. Согласно взглядам Г.Фройденталя, значительную роль в музейно-педагогическом процессе играл школьный учитель. Как известно, проблема учас­тия школьного педагога в музейном образовании остается актуаль­ной и в наши дни. Закреплению термина "музейная педагогика" спо­собствовало внимание к проблеме "музей и школа" в немецком му­зейном деле 1930-40-х гг.

Итак, появление термина" музейная педагогика" в 30-е гг. XX в. в Германии первоначально означало участие музея в учебном, вос­питательном процессе школы, в создании образовательных программ для детей, то есть музейная педагогика была ориентирована на ра­боту со школьниками.

Как далее развивалось понимание этого термина?

В послевоенные годы в ГДР музейная педагогика сначала трактовалась так же, как в 1930-е гг., то есть изучались и реализовывались возможности музея в образовательной работе со школьника alt ми, а в словосочетании "музейная педагогика" внимание акцентиро­валось на слове педагогика. Но постепенно музейные педагоги ГДР пришли к выводу, что для решения музейно-педагогических проблем необходима интеграция педагогики и музееведения.

Здесь большую роль сыграла деятельность "Рабочей группы музейной педагогики", созданной в 1963 году в Министерстве про­свещения ГДР. Одним из ощутимых результатов деятельности груп­пы явилось регулярное издание сборников "Школа и музей в единой образовательной системе ГДР", на страницах которых публиковался методический материал, также практическая работа музеев со шко­лами. Издание сборников привлекало внимание специалистов обра­зовательной системы, школьных учителей и музейных деятелей к проблемам взаимодействия музея и школы, и уже в работе "Музей­ная педагогика в ГДР", изданной в 1983 году, музейная педагогика определяется как "пограничная научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук".

Большое значение для разработки термина "музейная педагоги­ка", учитывающего современные тенденции культурной, образова­тельной роли музеев, имела и деятельность музейно-педагогических центров ФРГ, при своем возникновении базировавшихся на мно­голетних традициях и опыте работы со школой довоенной Герма­нии. Но когда эти центры включили и новые направления, развивав­шиеся под влиянием теории музейной коммуникации, термином "музейная педагогика" в ФРГ стала называться новая научная дис­циплина, рассматривающая проблемы музейной коммуникации. Со­гласно трактовке западногерманских специалистов, в поле зрения музейной педагогики должно быть создание комфортных условий для общения посетителей с культурным наследием, активизация их восприятия музейного материала, выявление и развитие творческих склонностей и способностей.

Большую роль в определении музейной педагогики как форми­рующейся научной дисциплины сыграла дискуссия, в которой при­няли участие и западногерманские музееведы (Р. Ромедер, А. Кунтц и др.). В процессе дискуссии (1970-е—1980-е гг.) рассматривались проблемы определения предмета музейной педагогики и понятий­ного аппарата. Итогом дискуссии стала более широкая трактовка термина в русле системы музейной коммуникации, осознании ее свя­зи со всеми направлениями музейной работы - исследовательским, фондовым, экспозиционным и выставочным, а также рассмотрение музейной педагогики как формирующейся научной дисциплины.

В нашей стране эта дефиниция появилась в 1970-е гг., и термин стали употреблять (и продолжают иногда и в настоящее время) в двух значениях - практической культурно-образовательной деятель­ности и научной дисциплины. Впервые на семинаре "Роль художе­ственных музеев в эстетическом воспитании школьников" прозву­чало предложение о необходимости разработки музейной педагоги­ки, которая бы обеспечила научный подход к интерпретации музей­ных собраний с использованием методов педагогики и психологии.

Широкому применению понятия "музейная педагогика" в зна­чительной степени способствовало выступление A.M. Разгона, хо­рошо знакомого с работами немецких музееведов и являющегося ак­тивным членом ИКОМа. На конференции "Музей и школа" (нач. 1980-х гг.) A.M. Разгон подчеркнул, что создание такой научной дисцип­лины, как музейная педагогика, "находящейся на стыке целого ком­плекса наук, ныне представляется не какой-то отдаленной перспек­тивой, а насущной практической задачей".

Таким образом, выделение музейной педагогики в отдельную научную дисциплину было продиктовано необходимостью теорети­ческого осмысления образовательной деятельности музеев с целью выявления приоритетов, тенденций, а также повышения ее качествен­ного уровня с учетом развития музееведения, профильных дисцип­лин, социологии, педагогики, психологии и др.

По существу, музейная педагогика получила широкое развитие в отечественном музейном деле благодаря глубоким и многоаспект­ным разработкам в конце XIX- начале XX вв., которые нашли вопло­щение в трудах создателей российской экскурсионной школы (И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, Б.Е. Райкова, Н.А. Гейнике, Б.Б. Кайгородова, В.А. Герда, А.Я. Закс и др.). Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, они обосновали теоретические и организационно-методические принципы экскурсионного дела, становящегося уже в этот период приоритетным направлением культурно-образовательно и деятельности. Ими же был разработан и экскурсионный метод.

Большое значение имели работы А.У. Зеленко, Ф.И. Шмита, Н.Д. Бартрама, М.С. Страхова и др., обосновавших образователь­ную роль педагогических, школьных, детских музеев в образователь­ном, воспитательном процессе. А система эстетического воспита­ния в художественных музеях, разработанная А.В. Бакушинским и поддержанная его последователями, широко используется и в насто­ящее время музейными специалистами.

Взгляды, разработки наших замечательных предшественников особенно актуальны сейчас, когда создается новая образовательная концепция, в которой идеи гуманизации и гуманитаризации образо­вания, приобщения к мировой культуре, истории, общечеловеческим духовным ценностям, развиваются в русле музейной коммуни­кации. А современная музейная педагогика выходит на более широ­кое поле изучения и разработки методики, форм, приемов, предназ­наченных не только детской аудитории, но и всем другим категори­ям музейной аудитории, включая в орбиту своего внимания изуче­ние этой многообразной аудитории.

Основные направления исследований в сфере музейной педагогики:

- разработка образовательной концепции музея;

- широкоаспектное изучение многообразной музейной аудитории;

- разработка долговременных и кратковременных культурных, образовательных программ и проектов для конкретной музейной аудитории;

- создание и апробация новых музейно-педагогических техноло­гий (методов, приемов) для разных категорий музейной аудитории;

- изучение и реализация форм взаимодействия с партнерами -учебными, исследовательскими, культурными, образовательными, производственными организациями и учреждениями и отдельными лицами (коллекционерами, художниками, ветеранами и др.);

- изучение традиционных и введение новых форм работы с ауди­торией (экскурсий, лекций, клубных форм - кружков, факультати­вов, абонементов, фестивалей, фольклорных и этнографических праз­дников и др.);

- проблемы включения нематериального наследия в различные формы культур но-образовательной деятельности.

Таким образом, музейную педагогику можно определить как на­учную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психоло­гии, предметом которой являются культурно-образовательные аспек­ты музейной коммуникации.

Разработка образовательной концепции музея становится нормой музейной жизни. Образовательная концепция музея разра­батывается в соответствии с общей концепцией музея с учетом осо­бенностей развития всех направлений музейной деятельности.

Разработка образовательной концепции включает следующие направления:

- проведение исследовательской работы по изучению реальной и потенциальной музейной аудитории;

- выявление проблематики планируемых программ;

- определение этапности ввода новых образовательных, культур­ных программ, проектов;

- изучение возможностей сотрудничества как с отдельными организациями, так и с конкретными людьми в процессе подготовки и реализации программ, проектов.

Образовательная концепция, по существу, интегрирует всю структуру музейной работы, выявляет специфику каждого му­зея, которая определяется особенностями музейного собрания, системы экспозиций и выставок, кадрового состава, террито­риального расположения и структуры музея, исторического и современного развития региона, демографического состава на­селения. Учет всех перечисленных особенностей даст возмож­ность разработки такой образовательной модели, которая сде­лает музей активным участником культурной, образовательной жизни региона.

Музеи все разные. Возникают новые направления в музейном строительстве, вызванные к жизни новыми подходами к роли куль­туры, культурного наследия в жизни общества. Поэтому нет и не может быть трафарета концепции, каждая отражает своеобразие музея, его неповторимость, самобытность.

В настоящее время в отечественном музейном деле разработан и создан целый ряд музейных концепций, включающих, как прави­ло, образовательные (многие из них опубликованы). Следует под­черкнуть, что наиболее результативны с точки зрения реального ис­пользования их в жизни музеев те, которые базируются на уже про­веденных исследованиях, касающихся особенностей исторического развития региона, фондовых собраний, предполагаемых экспозиций и выставок и, конечно, многоаспектного изучения всей музейной аудитории, включая и потенциальную.

Практически все разрабатываемые образовательные концепции ориентированы на активное, созидательное участие самой широкой музейной аудитории в формировании культурной среды региона. Эти тенденции получат развитие и в дальнейшем, чему будут способс­твовать уже сложившиеся традиции взаимодействия музеев с раз­ными организациями, сообществами, отдельными личностями, а также привлечение в музей специалистов новых для музея направ­лений - сценаристов, дизайнеров, специалистов в области новых технологий и др.

В качестве примера рассмотрим одну из образовательных кон­цепций, наиболее наглядно иллюстрирующую современные подхо­ды к этому жанру музееведческой литературы, получающему все большую популярность в среде как теоретике в ^так и практиков му­зейного дела.

Государственный историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" (ранее это был музей "Сибирская ссылка В.И. Лени­на") в 1993 г. разработал новую концепцию развития, опираясь на имеющийся фонд богатых этнографических коллекций. В музейный комплекс, расположенный в п. Шушенском Красноярского края (мес­то ссылки В.И. Ленина) входят 29 усадеб, составляющих сибирскую деревню конца XIX ~ начала XXвв., в составе которой только 3 дома непосредственно связаны с жизнью В.И. Ленина, и специально выст­роенное музейное здание, включающее экспозиционные залы, конфе­ренц-зал, административные, технические службы и фондохранилище.

Одна из главных целей разработки концепции музея-заповедни­ка - развитие в направлении экомузея. При разработке образователь­ной концепции на эту проблему было обращено особое внимание1. Как известно, основу экомузеев составляет взаимодействие с мест­ными жителями, общественностью, территорией, где он расположен. Местное население принимает самое активное участие в работе му­зея: комплектовании фондов, выставочной работе, разных формах культурно-образовательной деятельности - фольклорных праздни­ках, студиях, мастерских и т.д.

Многие из высказанных известным музеологом Ж.-А. Ривьером мыслей об экомузее были творчески использованы при создании кон­цепции музея-заповедника "Шушенское" и ее образовательного на­правления, в эпицентре внимания которого - местные жители. Пред­варительно был проведен анализ всей аудитории как реальных, так и потенциальных посетителей, включающий выявление социальных, профессиональных, возрастных, любительских интересов. В резуль­тате были выделены 4 группы музейных посетителей: 1. подрастаю­щее поколение; 2. взрослые; 3. туристы; 4. случайные посетители. В концепции даны характеристики каждой из групп и определены за­дачи музея в работе с ними. Детальное изучение предполагаемой му­зейной аудитории сделало возможным выделить подгруппы внутри основных 4-х групп. Так, группа "Взрослые" представлена двумя подгруппами: трудоспособное население и пенсионеры, каждая из которых, в свою очередь, делится на категории. Трудоспособное насе­ление подразделяется на 9 категорий, а пенсионеры - на 10.

Дав такой детальный срез реальной и потенциальной аудитории, выявив интересы и предпочтения каждой из групп, создатели концеп­ции определили задачи музея по отношению к этим категориям музей-

alt 1 См. "Концепция развития Государственного историко-этнографического музея-заповедника "Шушенское". Шушенское, 1993.

ных посетителей, которые должны реализовываться в программах, разрабатываемых музеем постепенно, по этапам. В концепции назва­ны семь направлений: 1) программа эстетического воспитания подра­стающего поколения, охватывающая дошкольников, школьников, уча­щихся профтехучилищ, а также педагогов школ и других учебных за­ведений; 2) программа экологического просвещения и воспитания населения; 3) музей и семья; 4) музей и пенсионеры; 5) милосердие; 6) программа возрождения традиционных ремесел; 7) музей и сельс­кий житель. Кроме того, предполагается разработка программ, пред­назначенных студенчеству, туристам, частным коллекционерам. Боль­шое внимание предполагается уделить разработке программы "Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" - экомузей".

Итак, образовательная концепция музея-заповедника "Шушен­ское" наглядно иллюстрирует современный взгляд на создание новой коммуникационной модели музея, основанной на взаимодей­ствии, прежде всего, с местными жителями, вовлекаемыми в куль­турную жизнь своего района, непосредственными участниками и творцами которой они являются. Годы, прошедшие со времени публи­кации концепции, показали перспективность выбранных направле­ний, внесли корректировку в намеченные планы, убедили в целом в правильности намеченных задач и приоритетов. Несмотря на осо­бенности рассматриваемой концепции, связанной со спецификой му­зея-заповедника" Шушенское", ее структура, аналитический подход, представленная проблематика программ могут быть использованы другими музеями, естественно, с учетом своих особенностей.

Музейная аудитория (см. также гл. 8 "Музейная социология").

Для динамичного развития образовательной деятельности му­зеев, направленной на разные группы музейных посетителей, не­обходимо изучение музейной аудитории с целью разработки специ­альной методики и содержания конкретных форм. Музейная аудито­рия может быть определена как совокупность всех посетителей му­зея, включая те группы, которые по тем или иным причинам не вхо­дят в орбиту деятельности музея, но являются потенциальными по­сетителями в будущем.

Различные типы музейной аудитории можно классифицировать на основе социально-демографических характеристик (социальная принадлежность, профессия, пол, возраст, образовательный уровень, место жительства). Другие классификационные характеристики разрабатываются на основе социально-психологических особенно­стей - установки, нормы, ценности, ожидания и т.д. Общепсихоло­гические характеристики основываются на особенностях мотивационно-эмоциональной сферы, внимания, памяти, мышления. Харак­теризуют типы музейной аудитории различное восприятие музей­ной экспозиции, уровень общей и музейной культуры.

Изучение музейной аудитории является и в настоящее время одним из ключевых направлений музейной деятельности как в Рос­сии, так и за рубежом, что находит воплощение в концепциях музе­ев, разработка которых получила широкое развитие в отечественном музееведении.

Например, во Франции государственным органом управления музеями страны (Дирекцией музеев Франции) разработан так называ­емый "культурный проект", предназначенный в обобщенном виде всем музеям страны независимо от ведомственной подчиненности и раз­меров музейного собрания. Одну из четырех главных позиций проек­та составляют посетители музеев; отмечается, что работа с посетите­лями - еще мало изученная область музейной деятельности. Они пред­ставляют определенные социальные группы общества, о которых надо иметь точные сведения и продумать такие методы и приемы привлече­ния их в музеи, чтобы посещение музея было приятным и познава­тельным. Авторы проекта подчеркивают, что необходимо проявлять заботу не только о массовом, но и об одиночном посетителе, а работа на "количество" не должна заслонять "качество". В проекте отмечает­ся важность переосмысления роли музеев в обществе: музей - место, где не только познают, но и отдыхают, развлекаются. А такой подход, естественно, расширяет возможности музеев в привлечении новых категорий посетителей, стремящихся получать в музее прежде всего удовольствие. Исследования зарубежных специалистов показали, что посетители музеев, так же, как и любители театров, приходят в музей как ради удовольствия, так и для приобретения знаний и что они не отделяют эти оба аспекта один от другого.

Значение изучения музейного посетителя понимали наши оте­чественные музейные деятели еще в 1920-30-е гг., отмеченные пер­выми социологическими исследованиями музейной аудитории, ко­торые проводились в ряде крупных музеев страны: Государствен­ном Историческом музее, Политехническом музее и др. Как прави­ло, эти исследования имели конкретные цели изучения определен­ных групп посетителей, прежде всего школьной аудитории. Именно эти исследования послужили отправной точкой комплексного соци­ологического изучения музейного посетителя, которое было предпринято после 40-летнего перерыва в 1970-е гг. и преследовало цель изучения аудитории краеведческих музеев России. Затем в 1980-е гг. было проведено исследование посетителей музеев-заповедни­ков. Результаты изучения нашли преломление в практической рабо­те музеев - изменении режима работы музея, разработке новой про­блематики, введении новых методов и форм. Не случайно появление термина, который получает признание в среде музейных специалис­тов - edutainment - образование через развлечение (от английского education-образование, entertainment-развлечение). Это направле­ние поддержали известные деятели Европейского музейного фору­ма - М. Негри, В. Ван дер Вейден, К. Хадсон и др.

В настоящее время проблемой изучения музейной аудитории занимаются ряд музеев как отечественных, так и зарубежных. Одна­ко всеохватывающего комплексного изучения музейных посетите­лей в России с начала 1980-х гг. не проводилось. Имеются отдель­ные исследования, ставящие конкретные практические цели, напри­мер, изучение экскурсионной деятельности музеев Кремля, школь­ников-экскурсантов музея-панорамы "Бородинская битва" и др.

Детская аудитория. Одной изприоритетных, групп музейных посетителей уже много десятилетий является разновозрастная детс­кая аудитория, планомерная работа с которой проводится как в оте­чественных, так и зарубежных музеях. Детская аудитория включает разновозрастные группы детей, начиная с дошкольного возраста и до 16-17 лет - време­ни окончания школы. С самого начала разви­тия детского музейно­го направления глав­ное внимание было обращено на взаимо­действие музеев со школой. И в настоя­щее время работа му­зеев со школой про­должает оставаться одним из ведущих на­правлений культурно-образовательной дея­тельности музеев.

Уже в конце XVIII в. под влиянием идей Я.А. Каменского, полагавшего, что в обучении надо идти не от рассуждения о предме­те, а от реального наблюдения над ним, получают развитие "прогул­ки" школьников на мануфактуру, природу, в мастерские ремеслен­ников. И даже в "Уставе народным училищам" (1786 г.) и в "Школь­ном уставе" (1804 г.) рекомендовались подобного рода школьные экскурсии.

Во второй половине XIX в. работа музеев со школой начинает принимать более четкие контуры. Под влиянием взглядов Н.Д. Ушинского и его последователей, сторонников активных методов обуче­ния, уже в программы отдельных школ, гимназий, коммерческих училищ начинают включать посещение музеев, проведение экскур­сий естественно-научных, культурно-исторических, литературных. Постепенно осуществляется переход к системе включения экскур­сий в образовательный школьный процесс, чему способствовало и развитие культурно-просветительного направления музейной дея­тельности, начинающего складываться именно в этот период. Одна­ко, несмотря на наметившиеся тенденции системного подхода к проблеме участия музеев в образовательном процессе школ, в целом организация взаимодействия музея и школы носит еще стихийный характер.

Вместе с тем в первые десятилетия XX в. экскурсия как метод образования получает все большее развитие во взаимодействии му­зея и школы. Этому процессу способствует разработка экскурсион­ного метода известными представителями отечественной экскурси­онной школы (И.М. Гревс, Н.А. Гейнике, Н.П. Анциферов, Б.Е. Кай-городов, В.А. Герд, А.В. Бакушинский, А.Я. Закс и др.), обоснова­ние ими теоретических принципов и организационно-методических основ экскурсионного дела. Аналогичные процессы укрепления взаимодействия музеев и школ как образовательных учреждений наблюдаются и в ряде зарубежных стран, прежде всего в США и Германии.

В сборнике "Школьные экскурсии, их значение и организация", (1910 г., переизд. 1921 г.) читаем: "Гуманитарные экскурсии должны вводить учащихся в жизнь культурную человечества и сближать с людьми; они должны ставить своей конечной целью - изучение че­ловека как продукт и в то же время творца изучаемой природной и общественной среды, в которой ему приходится жить".

Во второй половине 1980-х гг. изменения в политической, соци­альной жизни государства привели к расширению проблематики школьных экскурсий - вопросы человеческого бытия, краеведения, возникновения и развития религий, деятельность и жизнь извест­ных государственных, политических деятелей, "забытых" писателей, ученых. В этот период разрабатываются методические основы школь­ных экскурсий, все большее внимание обращается на дошкольную и младшую школьную аудиторию. Начинает реализовываться диффе­ренцированный подход к разновозрастной школьной аудитории.

В Российском институте культурологии организовывается семи­нар "Музей и дети" под руководством Е.Г. Вансловой, собирающий большую аудиторию музейных специалистов из разных территорий страны, работающих с дошкольной и младшей школьной аудитори­ей. На семинаре отрабатываются и обобщаются новые методические приемы взаимодействия на культурном пространстве музея с маленькими детьми-воспитанниками детских садов и учащимися начальных классов. Продумываются и новые организационные струк­туры взаимодействия с этой аудиторией. В эти же годы (и даже ра­нее, в начале 1970-х) в ряде европейских стран создаются специаль­ные центры по работе с маленькими детьми.

Семинар "Музей и дети" существует уже 2 десятилетия и в настоящее время развивается под патронажем МИРОСа (Московс­кого института развития образовательных систем), внося значитель­ную лепту в разработку организационных, методических, содержа­тельных основ взаимодействия музея со школьниками младшего возраста (а в будущем - и с другими возрастными категориями детс­кой аудитории).

Переосмысление традиционно сложившихся контактов музе­ев со школой, когда музеи, по существу, "иллюстрировали" про­граммы учебных школьных курсов, играя подчиненную школь­ным задачам роль, привело к осознанию значения музеев как са­мостоятельных образовательных центров, имеющих свою грань участия в образовательном, воспитательном процессе. И эта грань основывается прежде всего на эмоциональном восприятии пер­воисточника, представленного в музее. При этом, конечно, идет процесс познания.

Вводятся новые приемы и методы работы со школьной аудито­рией, ориентированные на ее психологические, возрастные особен­ности. В программы включаются разные формы работы с детской аудиторией, но по-прежнему наиболее распространенной, апроби­рованной временем является экскурсия, хотя и включающая новые методические приемы, соответствующие современным подходам, ориентированным на активацию посетителя. Школьные экскурсии, как и все другие формы взаимодействия с разновозрастной школь­ной аудиторией, развиваются под влиянием теории музейной ком­муникации. Культурное пространство музея служит основой для диалоговых форм взаимодействия с аудиторией, вводятся новые ме­тоды вовлечения посетителя в мир культурного наследия. Все боль-

шее значение приобретает изучение и применение в музейной жиз­ни лучшего отечественного опыта и достижений зарубежного музе­еведения. Музеи "выходят" на более глубокое взаимодействие с об­разовательной системой.

Вместе с тем изучение школьной аудитории у нас и за рубежом показало, что для разных возрастов целесообразна разработка не только определенной методики, но и форм работы. Например, пят­надцатилетнее исследование образовательной роли естественно-научного музея в г. Буффало (США) показало, что одна из главных про­блем - сделать наиболее плодотворным пребывание школьника в музее, который он посещает в соответствии с программой только один раз в году. Исследователи пришли к выводу, что для подрост­ков 5-6 классов оптимален метод экскурсий и карточек. Метод кар­точек предполагает, что каждый школьник перед началом экскурсии в музее получает карточку с вопросами, на которые должен ответить после окончания экскурсии. Цель такого метода - активизация ин­дивидуальной работы школьников под руководством экскурсовода. Для детей этого возраста необходима также предварительная ввод­ная беседа (лекция). Для детей 7-8 классов, как показало исследова­ние, предпочтителен метод дискуссии. Основу его составляет общий вопрос для обсуждения, которое проводится после ознакомления с экспозицией.

Исследования убедили в необходимости подготовки учащих­ся к восприятию музейного материала, для чего педагог должен провести специальную работу в школе за несколько дней до по­сещения музея. В настоящее время в большинстве зарубежных и многих отечественных музеев подготовка школьников к посеще­нию музея заложена в разрабатываемых для них музейных обра­зовательных программах. Опыт Великобритании показывает, что возможно использование образовательного потенциала музеев при реализации учебных программ для школ, основанных на интег­рации дисциплин. Формы музейной работы со школьниками ос­новываются на традиционных экскурсиях и лекциях. При этом общая тенденция новых учебных программ - возрастание роли первоисточников, что находит преломление при выполнении пись­менных заданий.

Программы вариативны. Так, в региональные программы по этнографии включены разделы по тканям. В одних из них осо­бое внимание обращено на изучение костюма как явления куль­туры, в других - на связь социальных, экономических, техноло­гических факторов, влияющих на развитие моды. Тематика "Тка­ни и костюм" фигурирует в программах по искусству, дизайну, домашней экономике, социальной истории и антропологии.

В работе с детской аудиторией в России с 1980-х г. была сделана попытка разработки системного подхода, вошедшего в историю оте­чественной музейно-педагогической мысли как "музейный всеобуч" (под руководством Е.Г. Вансловой), включающий циклы занятий с применением новых методик, направленных на активизацию ребен­ка, выявление его творческого потенциала. Хорошо известен опыт новозыбковских, сыктывкарских, ивановских, курских, омских, ар­хангельских и других музеев, включившихся в реализацию "музей­ного всеобуча".

В настоящее время создается программа "Музей и культура", подготовительным этапом которой можно считать "Музейный все­обуч". Эта программа ставит цель разработать систему постоянных занятий с одной и той же детской аудиторией, которую представля­ют школьники младших классов. В разработке программы участву­ют 10 музейных педагогов Москвы, каждый из которых создает свой авторский вариант программы на базе разработанного общего на­правления в зависимости от специальности (филологи, историки, искусствоведы, музыковеды и др.).

 


Вернуться назад