Главная > Экскурсоведение > Место и роль музея в культурно-образовательном пространстве вуза

Место и роль музея в культурно-образовательном пространстве вуза


21-02-2018, 21:29. Разместил: book
Т. В. Ишекова


altВключение музея в воспитательно-образовательную составляющую вузовской работы до сих пор, к сожалению, носит эпизодический характер, хотя проблема включенности музея в образовательный процесс вуза в последние годы поднимается довольно часто. В 1991 году в сборнике «Музей и подрастающее поколение» вышла статья профессора Б. А. Столярова, в которой рассматривался исторический аспект этой проблемы.

Вопрос о месте и роле музея в образовательном пространстве вуза активно разрабатывался еще в первой трети XX века. Это было связано с рассмотрением художественного воспитания или воспитания через искусство, как части общей системы социального воспитания. Данная установка касалась, прежде всего, школ и других учебных заведений. Ее выполнение заложило бы хорошие основы для дальнейшего развития эстетического сознания молодежи.

Современный этап образовательной деятельности музея специалисты определяют периодом от конца 80-х–начала 90-х гг. до настоящего времени. Анализ деятельности музеев за предыдущий период дал возможность приступить к теоретическому обобщению опыта музейного образования и заложить основы системы взаимодействия двух социокультурных институтов – школы и музея. В 1998 г. коллектив авторов из центра музейной педагогики Государственного Русского музея опубликовал «Концепцию педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования» . Сосредотачивается внимание на поиске более адекватных новым условиям форм и методик в работе, прежде всего, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В то же время значительная часть молодежи – студентов, которая наиболее самостоятельна в плане выбора личных интересов, оказалась за пределами этого процесса. Причины этой потери авторы «Концепции педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования» видят в следующем: в распаде «сложившихся традиций в образовании, в семье», эстетические ориентиры, которые формируются под воздействием массовой культуры, «довольно трудно воспринимаются и усваиваются музеем в силу определенной консервативности последнего (устоявшиеся критерии в построении экспозиции и формах работы)».

Немало способствуют процессу дегуманизации и активно вошедшие в нашу жизнь коммерциализированные аудиовизуальные и компьютерные средства, пользу и возможности которых для образовательно-воспитательного процесса трудно переоценить. Благодаря техническим средствам можно, не выходя за пределы комнаты, совершить экскурсию по любому музею, познакомиться с любым экспонатом.

Актуальность совместного педагогического творчества музея и вуза связана с изменениями в культуре современной цивилизации и опосредуется в России специфическими факторами: ходом социально-экономических реформ, сменой идеологических и мировоззренческих ориентаций в обществе, трансформацией его ментальности.
Музей с недавнего времени включен в систему непрерывного образования, предусматривающего получение знаний в течение длительного времени. Концепция создания системы непрерывного образования разработана в России на государственном уровне в 1989 г. В ее основе лежит мысль об осознанной и сформировавшейся потребности человека в постоянном развитии и реализации путем упорядоченного множества различных образовательных структур, что приводит к общеевропейским нормам и требованиям. Вся прежняя практически не изменявшаяся в течение многих десятилетий система образования подлежала стратегической перестройке.

В действующих системах «музей – детсад», «музей – школа» и «музей – вуз» уже накоплен богатый опыт изобретения и применения самых разнообразных средств приобщения юного гражданина к восприятию заложенных в музее культурных ценностей. Место музея в образовательном пространстве вуза мало исследовано. Сначала рассмотрим, что же представляет собой музей как феномен культурно-образовательного пространства.
Категория пространства всегда была в центре философской, естественно-научной, педагогической, социологической, культурологической мысли, но сегодня она приобретает особо важное значение, о чем свидетельствуют вошедшие в широкий оборот понятия «жизненное», «социальное», «правовое», «культурное», «информационное», «экономическое» пространство. В этот ряд надо включить и культурно-образовательное пространство. Оно содержит в себе несколько составляющих, которые могут быть объектом самостоятельного рассмотрения: культура, пространство, культурное пространство, образовательное пространство. Каждое из них давно представляет интерес и исследовано наукой, но, тем не менее, в предлагаемом смысловом варианте, насколько известно, оно практически не выступало объектом изучения.
Социальному пространству личности посвящены работы проф. В. Б. Устьянцева, В. П. Барышкова, проблемы личности в информационном, экономическом пространствах рассматривал в своих статьях проф. В. Б. Самсонов. Культурное пространство исследовали в своих работах И. М. Гуткина, Н. П. Лысикова, Т. П. Фокина, С. Н. Иконникова. Образовательным пространством занимались Г. Н. Петрова, Е. Г. Евдокимова, Е. В. Листвина. И. М. Гуткина, определяя культурное пространство, выводила его из трех понятий – время, граница, ценность. Культурное пространство может рассматриваться в рационалистическом контексте как понятие, характеризующее культуру с позиций ее расположения, протяженности и насыщенности, имеющее границы, величину, обладающее способностью к изменению, увеличению и сокращению, имеющее некий идеальный аспект, определяющий сознание, и способный взаимодействовать с другими пространствами и с другими сферами гуманитарного пространства .
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что каждый индивид, рождаясь и существуя в определенном социальном пространстве, формируется как личность и в этом процессе личностного становления создает собственное культурное пространство на основе усвоенного из социального пространства заложенного в нем культурного достояния.

Образовательное пространство Е. Г. Евдокимова и Г. Н. Петрова определили так – это все многообразие существующих систем и видов образования, в задачу которых входит формирование важнейших социальных качеств личности, ее ценностных установок, необходимых для осуществления той роли, которую она собирается играть в обществе. Сюда же входят и учреждения, осуществляющие управленческие и регламентирующие функции, а также научные учреждения, вырабатывающие знания, сами знания и хранилища знаний – библиотеки, книги, а также различные информационные структуры, расширяющие возможности образования и самообразования.

Исходя из определения «культурного пространства» И. М. Гудкиной и определения «образовательного пространства» Е. Г. Евдокимовой и Г. Н. Петровой, можно предположить, что культурно-образовательное пространство – это ценности в определенном времени, а именно в период активного обучения индивида, и пространственных параметрах, в которые можно включить, безусловно, вуз, библиотеку, пространство Internet и, конечно, образовательное пространство музея. Последнее заслуживает отдельного внимания, так как играет огромную роль в воспитании гармонично развитой личности, в формировании ею своего культурного пространства.
Работа со студентами протекает, чаще всего, в аудитории, помещении изначально представляющем собой казенное безличное пространство. Предметы имеют служебный функциональный характер. Отмеченные обстоятельства, а также пространственная инициатива, принадлежащая в аудитории преподавателю, поддерживают привычки, стереотипы профессионального педагога: доминирование в типично педагогических ситуациях, восприятие предмета в его служебно-иллюстративно-доказательной роли.

Иные стимулы несет образовательное пространство музея – постоянная экспозиция. Она раскрывается перед педагогом как одухотворенное пространство, наполненное образами. Сотрудник научно-практического центра по проблемам музейной педагогики А. Г. Бойко сравнивает роль музейного педагога с «секретарем-референтом, переводчиком, обеспечивающим диалог между ней (экспозицией) и учеником».

Роль музейной экспозиции возрастает на рубеже XX–XXI веков, когда происходит формирование неизвестных ранее способов, умений и навыков визуального восприятия и осмысления мира. У молодежи развивается способность обрабатывать динамичную информацию, поступающую в режиме «мульти экрана» по нескольким видеоканалам одновременно. Для родительского поколения параллельный просмотр на одном экране двух и более телевизионных передач – путь к нервному срыву, а для современной молодежи – нормальное, продуктивное времяпрепровождение.
Взаимодействие музея и вуза – отражает общую тенденцию культуры ХХ века к интеграции различных сфер знания и деятельности. Существует определенная специфика музейно-педагогического процесса. Во-первых, это сами формы музейного образовательного процесса – экскурсия, занятие в музейной аудитории или студии, лекция на экспозиции. В качестве дополнительных средств, обеспечивающих успех работы в рамках этих форм можно назвать аудио-, видео- и печатные материалы, мультимедийные программы. Во-вторых, методической основой музейного образовательного процесса является диалог, который имеет сложную структуру: диалог с памятником, музейным педагогом, межличностный диалог участников, «незримый» диалог с музейными предметами.

Образовательный процесс в музее имеет свои специфические особенности. Если путь образования в вузе лежит через присвоение информационных эталонов и формирование способностей к самостоятельному развитию в профессиональном и общекультурном планах, то в музее образование осуществляется через ценностное отношение личности и расширение чувственного опыта в процессе общения с музейными предметами.

Высшее учебное заведение дает системное, рациональное знание, которое входит в жизнь человека через активную работу его сознания. Музейное пространство главным образом задействует эмоции и чувства человека, который испытывает погружение в эпоху, ситуацию, переживает общие чувства с изображенным на картине сюжетом или любым другим экспонатом. Музейно-педагогический процесс дает возможность не просто сохранить, но и культивировать то сокровенное, наиважнейшее во внутренней жизни человека, что ставится под сомнение в интенсивном потоке визуальной информации.

Поскольку Россия вновь переживает одну из драматических страниц своей истории – очередную переоценку ценностей, то это, естественно, затрудняет нахождение личностью своей социальной ниши. В этой связи более, чем когда-либо, «именно институт образования и педагог как его главное действующее лицо призваны помочь человеку… сформировать свой духовный мир, определиться в конфликтном социуме». Одно из главных условий реализации личностного становления, раскрытия личностью ее сущностных потенций – включенность в образование воспитательных отношений, которые наиболее действенно выражаются в музейных мероприятиях, экскурсиях, лекциях на музейной экспозиции.

Таким образом, музей представляет собой средство адаптации в культурной среде, его пространство с овеществленной в музейных предметах информацией концентрирует опыт культуры. Специфичность музейного пространства делает необходимым такие формы работы со студенческой аудиторией, которые бы соответствовали этому содержанию и могли бы его «распредметить», сделав частью индивидуальной культуры. Музей сегодня все более активно берет на себя миссию учреждения, включенного в систему традиционных образовательных институтов, в том числе вузов . Вуз дает рациональную основу создания самостоятельного культурного опыта, тот материал, который позволяет увидеть музейный замысел. Музей, в свою очередь, подтверждает это через способность вживания и переживания ситуаций, культурных и исторических эпох, событий. Вместе они создают почву для формирования личного культурного опыта, основанного на личных эмоциях, а он, в свою очередь, определяет место всем познанным вещам сообразно своей системе внутренних ценностей. Роли музея и вуза соединяются в решении задачи создания собственного личностного фундамента культуры, в постановке самому себе определенной планки, в оценке и приобщении к ценностям мировой и отечественной культуры. Музей воспитывает устойчивую потребность общения с культурными ценностями, так же как и университет, он утверждает себя как важнейший институт образования, способный иными средствами и формами воздействовать на внутренний мир будущего специалиста.

Использованая литература:

  Столяров Б. А. Социально-педагогическое значение проблемы приобщения студенческой молодежи негуманитарных вузов к художественному музею // Музей и подрастающее поколение. СПб., 1991. Вып. 1.
  Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. С. 170.
  Демченко А. А. Музейная педагогика в системе непрерывного образования // Музейная педагогика. 2001. Вып.IV. С. 6.
  Гудкина И. М. К вариатавности понятий «пространство» и «культура» // Пространство цивилизаций и культур на рубеже ХХI века. Саратов, 1999. Ч. 1. С. 64-66.
  Евдокимова Е. Г., Петрова Г. Н. Личность в образовательном пространстве // Личность в пространстве России. Саратов, 2000. С 167.
  Бойко А. Г. Опыт сопоставления профессионального сознания музейного и школьного педагога // Образовательная деятельность музея: Тр. Рос. науч.-практ. Центра по проблемам музейной педагогики. СПб., 1995. Вып. IV. С. 14.
  Кормакулина Г. М. Саратовский Радищевский музей и вузовское образование: некоторые аспекты взаимодействия // Туризм и культурное наследие: Межвуз. сб. науч. трудов. Саратов, 2002. Вып. I. С. 104.

 

Источник:

Проблемы социального управления: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Л. В. Соколовой. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2006. Вып. 5. - 210 с.


Вернуться назад