-
Информация к новости
  • Просмотров: 10371
  • Автор: book
  • Дата: 31-03-2017, 01:04
31-03-2017, 01:04

Социально- педагогические основы развития спортивно-оздоровительного туризма

Категория: Выкладываем что не жалко

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии
Российской международной академии туризма

Официальные оппоненты: - действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Рыжаков Михаил Викторович;
- доктор педагогических наук Константинов Юрий Сергеевич
- доктор медицинских наук, профессор Винник Андрей Леонтьевич
Ведущая организация – Московский гуманитарный педагогический институт

Защита состоится «29» сентября 2006 года в 14:00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: Октябрьская ул., 10, микрорайон Сходня, г. Химки, Московской области, 141 420, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно познакомиться в читальном зале библиотеки Российской международной академии туризма (Октябрьская ул., 10, микрорайон Сходня, г. Химки, Московской области, 141 420, читальный зал)

Автореферат разослан «9» июня 2006 года




Ученый секретарь
Диссертационного совета В.Ю. Питюков



Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Рациональным средством организации свободного времени населения при всех социально-экономических укладах выступает спортивно-оздоровительный туризм - социально-экономический феномен ХХ - начала ХХI веков, развитие которого осуществляется различными общественными объединениями, организациями и союзами как на государственной, так и на общественной основах.
Под спортивно-оздоровительным туризмом понимаются путешествия, походы и другие виды рекреационной деятельности, осуществляемые в целях духовного и интеллектуального развития человека и общества.
По оценкам специалистов, Россия обладает большим туристским потенциалом, превышающим аналогические ресурсы всех европейских стран вместе взятых. Однако возможности спортивно-оздоровительного туризма в общей структуре хозяйства, экономики и социальной жизни РФ остаются востребованными не полностью.
Согласно предварительным данным Госкомитета РФ по физической культуре спорту в России действуют более 24 тыс. туристских предприятий, обслуживающих более 30 миллионов туристов. В то же время потребности населения в активном туризме, лечебном отдыхе, культурно-познавательных мероприятиях и услугах удовлетворяются лишь на 5-6 %.
Дополняют характерные черты современного состояния спортивно-оздоровительного туризма следующие аспекты: свертывание форм активного отдыха в учреждениях рекреации; отсутствие государственной поддержки туристских клубов, их правовая незащищенность, слабая материальная база; разобщенность турфирм и предприятий, отсутствие концентрации усилий по совместной взаимовыгодной деятельности; изменение структуры туристских потоков, направленных теперь чартерными рейсами иностранных авиакомпаний за границу; мощная реклама зарубежного туризма и недостаточный интерес средств массовой информации к отечественному рынку спортивного оздоровительно туризма.
Все вышесказанное обосновывает необходимость определения федеральной стратегии и основных направлений нормативно-правовой деятельности по протекционизму, становлению и развитию спортивно-оздоровительного туризма в РФ.
Основой для разработки федеральных, региональных и ведомственных программ развития спортивно-оздоровительного туризма является решение следующих задач:
• устранение назревших противоречий в функционировании и развитии самодеятельного (преимущественно спортивной и оздоровительной направленности) и планового (преимущественно социокультурной направленности) видов туризма;
• содействие введению в действие комплекса конкретных нормативно-правовых мер, усиливающих ответственность общества и государства за состояние и степень развития спортивного и оздоровительного туризма. Усилить единство государственных и общественных форм управления туризмом в Российской Федерации;
• содействие расширению и кардинальному совершенствованию системы дифференцированной подготовки специалистов применительно к основным видам их профессиональной деятельности в туризме, усиление активизации фундаментальных и прикладных научных исследований проблем спортивного и оздоровительного туризма;
• внедрение спортивно-оздоровительного туризма, как сферы формирования личности, направленного на воспитание, обучение и развитие, особенно в систему учебных заведений, образовательных учреждений любых типов, в спортивно-оздоровительных лагерях, на базах рекреационно-вакационного типа, учреждениях санаторно-курортного профиля, на предприятиях и организациях, по месту жительства населения;
создание и реконструкция имеющихся баз, комплексов, центров спортивного и оздоровительного туризма; активизация производства товаров туристского назначения и привлечения инвестиций для развития туристско-спортивной инфраструктуры. Статистически данные (рост наркомании, алкоголизма, антисоциальных форм поведения особенно в молодежной среде, слабая физическая подготовленность молодежи к службе в армии, геронтологические проблемы в обществе) свидетельствуют о снижении нравственно-этических норма поведения в обществе, об отсутствии у большинства его членов здорового образа жизни. В то же время, как было сказано выше, только на 5-6 % удовлетворяются потребности населения в активном туризме.
Таким образом, существует противоречие между возрастающей потребностью различных возрастных категорий населения в спортивно-оздоровительных видах туризма и недостаточным использованием потенциала спортивно-оздоровительного туризма в формировании нравственных ценностей, формировании здорового образа жизни населения.
Как показывает практика последних лет, спортивно-оздоровительный туризм занимает значительное место в жизни современного общества. С точки зрения его содержания и востребованности выделяются ряд направлений: экономическое, социально-спортивное, культурологическое, социальное, профессионально-педагогическое. Эти направления привлекают внимание отечественных и зарубежных исследователей, что способствует качественно новому уровню изучения проблем спортивно-оздоровительного туризма. В этом ряду все большее внимание уделяется экономическим проблемам туризма (В. М. Козырев, И. И. Ополченов, Т. В. Козырева, Е. Е. Филипповский и др.); его социально-спортивным аспектам (П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.А. Кабачков и др).
Как отмечается многими исследователями (И.В. Зорин, В.И. Жолдак, В.А. Квартальнов, Ю.С. Константинов, А.И. Сеселкин и др.), отвечающим задачам развития личности является спортивно-оздоровительный туризм, направленный на формирование рационального образа жизни, эстетических, этических и нравственных ценностей, целостного восприятия окружающего мира, мировоззрения.
В данном плане рассмотрения возникает необходимость более полного, системного и, в то же время, практико-ориентированного исследования: определение социально-педагогических основ спортивно-оздоровительного туризма, раскрывающих его педагогические аспекты, связанные с развитием личности (воспитывающая, обучающая и развивающая функции) и профессионально-педагогические аспекты, связанные с подготовкой кадров специалистов спортивно-оздоровительного туризма. Решение этих задач в условиях всесторонней востребованности спортивно-оздоровительного туризма определяет актуальность его изучения как в плане повышения его значимости в обществе, так и в актуальном его состоянии. В научных трудах В.А.Квартальнова, Ю.С. Константинова, А.А. Остапца-Свешникова разработаны методологические основы спортивно-оздоровительного туризма в комплексе решающего проблемы воспитательного, обучающего , развивающего становления личности. Данная диссертация также продолжает исследование спортивно-оздоровительного туризма как компонента многоуровневой, многофункциональной системы туризма, которые представлены в работах Е.И. Баранова, Ф.Н. Лаврова, А.А. Фадина и др..
В настоящей работе необходимо было не только систематизировать имеющиеся взгляды на спортивно-оздоровительный туризм как средство развития личности как сферу профессиональной деятельности, но и рассмотреть его генезис, изучить его различные аспекты с точки зрения общества, личности и профессиональной деятельности, чтобы наиболее полно представить его социально-педагогическую значимость, что и определило проблему исследования как выявление потенциала спортивно-оздоровительного туризма в современной системе общественных отношений.
В соответствии с проблемой исследования сформулированы предмет, объект, цель и задачи исследования.
Объект исследования – спортивно-оздоровительный туризм как средство образования и воспитания в обществе.
Предмет исследования – социально-педагогические основы спортивно-оздоровительного туризма.
Цель исследования: разработать социально-педагогические основы развития спортивно-оздоровительного туризма.
Задачи исследования:
1. Проанализировать аспекты государственного регулирования спортивно-оздоровительного туризма с целью определения его социальной значимости в обществе.
2. Выявить тенденции развития спортивно-оздоровительного туризма в отечественном и зарубежном опыте.
3. Разработать педагогическую концепцию спортивно-оздоровительного туризма.
4. Разработать и экспериментально проверить модель подготовки специалиста спортивно-оздоровительного туризма.
Гипотеза исследования: разработка социально-педагогических основ спортивно-оздоровительного туризма позволяет вскрыть потенциал спортивно-оздоровительного туризма в его современном состоянии. Реализовать этот потенциал в процессах обучения, воспитания и развития личности возможно, если:
- на основании анализа тенденций развития спортивно-оздоровительного туризма в зарубежном и отечественном опыте выявить его социальную значимость в обществе;
- педагогическая концепция развития спортивно-оздоровительного туризма будет системно представлять воспитывающую, обучающую и развивающую его функции в образовательном процессе вуза;
- модель подготовки специалиста спортивно-оздоровительного туризма позволит осуществить целенаправленную деятельность по формированию профессиональных знаний, умений и профессионально важных качеств в рамках специализации «Спортивно-оздоровительный менеджмент».
Общую методологию исследования составляют:
- на философском уровне: общая теория развития и деятельности (Ю.В. Громыко, 1998 г., Г.П. Щедровицкий, 2005 г. и др.);
- на общенаучном уровне: принцип отрицания (Ф. Энгельс); принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев 1983 г., С. Л. Рубинштейн 2003 г. и др.); идеи системного подхода (В.Г. Афанасьев 1973 г., В.П. Беспалько 1977 г., И.В. Блауберг 1989 г., Э.Г. Юдин 1997 г. и др.); культурно-историческая теория Л.С. Выготского; структурно-функциональный анализ (П.П. Блонский, 2001 г. и др.); деятельностный (В.В. Давыдов, 2005 г., А.Н. Леонтьев, 2003 г., Б.Ф. Ломов, 1999, 2003 гг., С.Л. Рубинштейн, 1997 г. и др.), акмеологический (О.С. Анисимов, 1994 г., А.А. Деркач, 2004 г. и др.), культурологический (Е.В. Бондаревская, 1995 г., И.Ф. Исаев, 2002 г. и др.), аксиологический (В.А. Сластенин, 2003 г., и др.), программно-целевой (И.К. Шалаев, 1987 г., Т.И. Шамова, 2001 г. и др.) подходы;
- на конкретно-научном уровне: методология педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, 1988 г., В.И. Загвязинский, 2001 г., В.В. Краевский, 2001 г., М.Н. Скаткин 1986 г. и др.); концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности (С.И. Григорьев, 2001 г. и др.); концепции непрерывного и педагогического образования (Е.П. Белозерцев, 1990 г., В.С. Леднев, 1988, 1991 гг., Матросов В.Л, 2002 г., П.Ф. Кубрушко, 2001 г. и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы, публикаций педагогической и периодической литературы, учебно-программной документации; изучение практического опыта; моделирование; анкетирование, интервьюирование, включение наблюдение, тестирование, собеседование, рейтинг-оценивание; обобщение независимых характеристик, педагогический эксперимент, математические методы.
Опытно-экспериментальной базой исследования были факультеты и кафедры ряда филиалов Российской международной академии туризма: Воскресенский, Краснознаменский, Уральский, Восточно-Сибирский, Дмитровский филиалы. Исследованием были охвачены студенты, преподаватели, всего 1114 человек.
Этапы исследования.
Первый этап (1999-2001 гг.). На основе анализа литературных источников и опыта работы профессиональных и общественных организаций по спортивно-оздоровительному туризму сформированы исходные методологические положения, раскрывающие сущность и содержание социально-педагогических основ спортивно-оздоровительного туризма. Создана экспериментальная площадка по подготовке кадров для спортивно-оздоровительного туризма на базе Воскресенского филиала РМАТ.
Второй этап (2002-2003 гг.). Разработана концепция спортивно-оздоровительного туризма ориентированная на обучение, воспитание и развитие субъектов взаимодействия, проведена опытная работа по отработке понятийного аппарата, рабочей гипотезы экспериментального исследования.
Третий этап (2004-2006 гг.). Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки специалиста по спортивно-оздоровительному туризму и её методического обеспечения. Анализ и обобщение результатов исследования; внедрение результатов в практику; подготовка и издание двух монографий; систематизация и оформление результатов исследования в виде докторской диссертации.
Научная новизна исследования:
1. Обоснована совокупность положений, определяющих социальную значимость спортивно-оздоровительного туризма в обществе, которые определяются: целью возрождения спортивно-оздоровительного туризма как социального явления и становлением туристской индустрии в качестве доходной отрасли экономики, направленной на удовлетворение потребностей населения в услугах спорта, досуга и рекреации, занимающих второе место после потребности в жилье; расширением социальной базы спортивно- оздоровительного туризма (массовые формы туристского досуга учащейся молодежи, пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных слоев населения и т.п.), возвращением на туристский рынок отечественных предприятий социального, активного туризма, что позволит создать тысячи рабочих мест; привлечением инвестиций для развития туристско-спортивной инфраструктуры, модернизацией существующей материальной базы спортивно- оздоровительного туризма, активизацией строительства новых объектов; сохранением и возрождением объектов культурного и природного наследия, обустройством рекреационных ресурсов; нормативно-правовым обеспечением эффективной работы туристско-спортивной индустрии, социального страхования, предусматривающим как принятие новых, так и внесение поправок в действующие законы, нормативные акты. Эти положения состоят в следующем:
- спортивно-оздоровительный туризм - это здоровый образ жизни человека, а не просто хобби или способ самооздоровления;
- увлечение спортивно-оздоровительным туризмом имеет глубокие корни в российской истории. Все аспекты туристского путешествия - это полная аналогия традиций и устремлений русских путешественников-землепроходцев;
- спортивно-оздоровительный туризм - явление комплексное. Оно развивает человека в таких направлениях, как: духовная сфера - развитие высоких человеческих качеств, необходимых в экстремальных условиях походной жизни; познавательные аспекты, включая совершенствование экологической культуры человека; самоутверждение и иные достижения; оздоровительный эффект - естественное благотворное влияние природной среды;
- многообразные формы общественно-полезной деятельности практически всегда сопутствующей путешествию;
- спортивно-оздоровительный туризм - это источник создания интеллектуального продукта в сфере разработки теории и практики туризма, создания новейших туристских маршрутов (в том числе и коммерческих), современного снаряжения и квалифицированных кадров. Все это есть истоки и одна из основ формирования коммерческого продукта, о чем довольно часто забывают организаторы коммерческого туризма;
- спортивно-оздоровительный туризм охватывает все возрастные группы населения страны, включая детей, школьников, студентов, инвалидов и т. д., а также всю семью в целом;
вся деятельность человека в спортивно-оздоровительном туризме естественна и натуральна, т. к. охватывает весь первобытный комплекс действий и поступков человека. Поэтому в настоящее время спортивно-оздоровительный туризм является наиболее эффективной системой занятий, компенсирующей недостатки городской среды обитания;
- в условиях современного стрессового пространства, спортивно-оздоровительный туризм автоматически создает внутри себя школу по самовыживаемости населения. Является школой адаптации населения к стрессовым ситуациям в жизни современного общества;
- государство для поощрения и развития движения спортивно-оздоровительного туризма, и сам человек на туризм тратит минимальные финансовые средства (не нужны дорогостоящие стадионы, бассейны и другая материально-техническая база) - необходимы лишь туристские клубы в городе, как организационно- методические и просветительские центры, дешевое туристское снаряжение и система туристских приютов.
2. Выявлены тенденции развития спортивно-оздоровительного туризма в отечественном и зарубежном опыте:
- возрастание роли спортивно-оздоровительного туризма как средства воспитания нравственных качеств личности, гражданского становления, формирования здорового образа жизни;
- повышение значимости профессионального обучения и повышения квалификации специалистов сферы спортивно-оздоровительного туризма;
- несогласованность между структурами свободного времени и туристским предложением; данная тенденция особенно усилилась в России с 1992 г.; в этом аспекте следует обратить внимание на недоразвитость кратковременных форм отдыха, например в конце рабочего дня или недели, неоправданно высокий процент зарубежных коммерциальных путешествий в ущерб сети непродолжительных маршрутов, походов и экскурсий выходного дня, местного и природного туризма;
- недостаточный уровень оздоровительно-туристского обеспечения запросов и потребностей трудовых, учебных и творческих коллективов (0,8 туристской акции на человека);
- несоответствие действующей системы управления новым хозрасчетным условиям и интенсивным методам активизации экономического роста: крайне недостаточное индустриальное и научно-техническое обеспечение программ спортивно-оздоровительного туризма;
- возрастание потребности в специалистах-менеджерах спортивно-оздоровительного туризма.
Определены четыре компонента, составляющие теоретическую и практическую основу дидактики профессиональной подготовки специалистов спортивно-оздоровительного туризма. Это: 1) типы профессионально-квалификационной структуры специализированного (спортивного туризма); 2) сам по себе зарубежный опыт формирования системы образования в туризме и спорте; 3) приоритеты образовательной системы туристско-спортивного оперейтинга; 4) профессиографическую характеристику как основу подготовки менеджеров по туризму и спорту.
3. Разработана педагогическая концепция спортивно-оздоровительного туризма, раскрывающая ее цели, функции: воспитывающая (формирование мировоззрения; развитие эстетических, нравственных, этических ценностей; креативное развитие); обучающая (формирование целостного восприятия мира, развитие методов познания в условиях природно-рекреационной среде и др.), развивающая (развитие воли, выносливости и др.). Выявлены принципы определяющие воспитательную, обучающую и развивающую функции спортивно-оздоровительного туризма: системности анализа запросов практики туристско-спортивного движения. Принцип системности позволил установить три составляющих туристско-спортивного движения, схему продвижения туристско-спортивного «продукта» и соответствующих функций специалистов; соблюдения требований социальных институтов государства, труда, образования, культуры, спорта и туризма. Требования социальных институтов отражены в общенаучных, общепрофессиональных и специальных разделах образования; опоры на традиции и учет исторического опыта функционирования систем образования. Данный принцип облегчает вопросы отбора содержания образования по разделам гуманитарных, естественнонаучных, экономических и специальных знаний; обеспечения преемственности подготовки кадров в многоуровневой системе образования. Именно данный принцип определил нашу схему так называемого пилотажного исследования и построения образования в лицеях и на ступени послевузовской подготовки; ориентации учебных программ на самосовершенствование и самоанализ деятельности обучаемых; опоры на педагогическую практику обучения и воспитания личности. Дело в том, что эффективность профессионального труда менеджера туристско-спортивного профиля оценивается в конечном итоге по качеству досуговой деятельности, по качеству спортивных зрелищных, оздоровительных мероприятий, по эффекту воспитательно-образовательного характера. Значительные объемы образования здесь осваиваются, по преимуществу, в практических занятиях; опоры на перспективу развития изучаемых фактов, явлений туристско-спортивного движения.
Определены условия, повышающие эффективность потенциала спортивно-оздоровительного туризма:
- изучение социально-педагогических и социально-психологических аспектов спортивно-оздоровительного туризма, то есть изучение поведения спортивного туриста в связи с его социальным окружением: изучение культурно-исторических предпосылок проявления и развития педагогики в спортивном туризме, процессов социализации спортивных туристов, спортивных команд; изучение национальных особенностей и традиций развития спортивно-оздоровительного туризма и его отдельных видов; изучение мотивации совместной деятельности в спортивно-оздоровительном туризме; изучение специфики межличностных отношений туристов-спортсменов, тренеров, судей, менеджеров спорта; изучение истоков и механизмов становления благоприятного психологического климата в спортивно-туристской группе, спортивной команде; изучение социально-психологических феноменов спортивно-оздоровительного туризма: социальной фасилитации, социального подкрепления, лидерства, соперничества, агрессии, катарсиса и др.;
- усиление педагогических основ спортивно-оздоровительного туризма: разработка психоспортпрограммы видов спортивно-оздоровительного туризма; изучение ппедагогических условий тренировочной деятельности; изучение методов управления психическими состояниями во время походов, слетов, спартакиад и др.; изучение психогигиенических факторов и условий спортивно-оздоровительного туризма; изучение психологической типологии деятельности в спортивно-оздоровительном туризме; изучение эффективности различных методов педагогической и психодиагностики в спортивно-оздоровительном туризме;
- изучение особенностей формирования и развития личности спортивного туриста, тренера по спортивно-оздоровительному туризму, спортивного арбитра: изучение смысловой и мотивационной основы личности спортивного туриста, динамики и устойчивости мотивов в спортивном туризме; изучение особенностей личности в межгрупповом сравнении спортивных туристов; изучение динамики личности в процессе повышения спортивного мастерства и прекращении туристско-спортивной деятельности; изучение истоков и механизмов развития двигательных способностей, темперамента, характера, волевых свойств личности в процессе занятий спортивно-оздоровительным туризмом.
Структура спортивно-оздоровительной деятельности, адекватная возрастным этапам развития личности, включает в себя следующие компоненты:
Организационно-процессуальный компонент включает в себя упорядочение дидактического процесса по определенным критериям с целью наилучшей реализации поставленной задачи; педагогическое управление и организацию учебно-воспитательного процесса. Содержательный компонент представляет собой систему научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми студентам необходимо овладеть в процессе профессиональной подготовки на специализации «Менеджмент спортивного туризма».
Методический компонент включает в себя методическое обеспечение профессиональной подготовки менеджеров спортивно туризма, реализующийся в программах учебных дисциплин, методических рекомендациях по проведению занятий, тестах, практических занятиях, способах контроля.
Воспитательный компонент дидактического комплекса реализуется, прежде всего, через личностный подход, который предполагает в качестве ведущего ориентира, основного содержания и главного критерия успешности профессиональной подготовки не только знания, умения, навыки, функциональную подготовленность к выполнению определенных видов деятельности, но и формирование и воспитание личностных качеств: нравственно-физических, волевых, профессиональной направленности, творческой активности, гражданственности и др.
4. Разработана модель подготовки специалиста спортивно-оздоровительного туризма, включающая целеполагание процесса, требования к профессионально-личностным качествам, содержанию обучения и этапы его реализации, представленные блоком учебных дисциплин и периодами их изучения; требования к профессиональным знаниям и умениям; систему контрольно-измерительных материалов; методическое обеспечение.
В структуру модели входит перечень требований к подготовке специалистов, выражающийся совокупностью знаний (состояние и перспективы развития спортивно-оздоровительного дела: средства, формы и методы спортивно-оздоровительной работы; основы теории и методики физического воспитания; особенности видов туризма; географические и климатические особенности районов стра¬ны; топографию и ориентирование на местности), которые должны быть предсталены на уровне владения современными методами организации и проведения массовой туристско-спортивной и спортивно-оздоровительной работы; техникой и тактикой вида туризма; навыками руководства туристскими группами; методами обеспечения безопасности спортивно-оздоровительных мероприятий; основами советской педагогики и психологии; основами этики и эстетики; основами спортивно-оздоровительного дела; представления о целях и задачах туристского спортивно-оздоровительного дела, об основах планирования спортивно-оздоровительной работы; ознакомления с основами организации туристского спортивно-оздоровительного дела, труда и управления; с экономикой отрасли; с основами физиологии.
Теоретическая значимость исследования:
- сформирован категориально-терминологический аппарат, описывающий предмет исследования «социально-педагогические основы спортивно-оздоровительного туризма»;
- выявлены тенденции развития спортивно-оздоровительного туризма, направленные на повышение его социальной значимости в обществе;
- теоретически обоснован спортивно-оздоровительный туризм, как фактор воспитания и развития личности и как сфера профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методического обеспечения для процесса профессиональной подготовки специалистов спортивно-оздоровительного туризма, включающего: программно-методическое обеспечение подготовки специалистов спортивно-оздоровительного туризма; программно-методическое обеспечение подготовки аниматоров оздоровительно - туристской деятельности; учебно-методическое обеспечение подготовки общественных кадров для самодеятельного туризма; методику обучения специалистов спортивно-оздоровительного туроперейтинга в высшей школе.
На защиту выносятся:
1. Социальная значимость спортивно-оздоровительного туризма в обществе определяется рядом положений, раскрывающих спортивно-оздоровительный туризм как социальное явление в контексте становления туристской индустрии, как сферы развития личности, как сферы профессиональной деятельности, направленной на развитие, обучение и воспитание личности.
2. Тенденции развития спортивно-оздоровительного туризма определяют его социально-педагогическую значимость с позиции «личность – общество – профессиональная деятельность», и состоят в следующем:
- возрастание потребности в специалистах-менеджерах спортивно- оздоровительного туризма, имеющих следующую квалификацию: менеджер спортивных команд, менеджер спортивных, оздоровительных мероприятий; финансовый менеджер спортивного, оздоровительного туризма;
- построение системы профессиональной подготовки кадров для спортивно-оздоровительного туризма;
- возрастание роли спортивно-оздоровительного туризма как средства воспитания нравственных качеств личности, гражданского становления, формирования здорового образа жизни;
- повышение значимости профессионального обучения и повышения квалификации специалистов сферы спортивно-оздоровительного туризма;
- несогласованность между структурами свободного времени и туристским предложением;
- недостаточный уровень туристско-экскурсионного обеспечения запросов и потребностей трудовых, учебных и творческих коллективов (0,8 туристской акции на человека).
3. Концепция спортивно-оздоровительного туризма раскрывает его функции (воспитание, обучение и развитие), принципы организации, а также структуру и профессионально-кадровое обеспечение; воспитывающая функция спортивно-оздоровительного туризма проявляется в формировании мировоззрения и развитии эстетических, нравственных ценностей и креативном развитии; обучающая функция спортивно-оздоровительного туризма, проявляется в формировании целостного восприятия мира, развитии методологии познания в условиях природно-рекреационной среды; развивающая функция проявляется в формировании воли, выносливости, целеустремленности и др. Принципами, определяющими воспитывающую, обучающую и развивающую функцию спортивно-оздоровительного туризма являются: принцип системности; принцип соблюдения требований; принцип опоры на традиции; принцип обеспечения преемственности; принцип ориентации на самообучение, самосовершенствование и самоанализ; принцип опоры на педагогическую практику; принцип опоры на перспективу развития обучающих фактов, явлений спортивно-оздоровительного движения. Структура спортивно-оздоровительной деятельности, адекватная возрастным этапам личности, представлена организационно-процессуальным компонентом, методическим и воспитательным компонентами.
4. Модель подготовки специалистов спортивно-оздоровительного туризма включает его цель; содержание обучения; требования к профессионально-личностным качествам, профессиональным знаниям и умениям; систему контрольно-измерительных материалов и методическое обеспечение. Структура модели представлена совокупностью компонентов, которые раскрывают знания, представленые на уровне владения профессионально значимой информацией, ее представления и ознакомления.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научных семинарах в Российской Международной Академии Туризма, на научных конференциях (гг. Воскресенск, 1999 г., Луховицы, 2000 г. Сергиев-Посад, 2001,2002,2003 гг., Владимир, 2004 г., Волоколамск, 2005 г.. Калуга, 2005 г., Краснознаменск, 2006 г. и др.), на международных конференциях (1992 г. - США, 1994 г. – Швейцария,), а так же в процессе зарубежных стажировок (Чехия 1997 г., Германия 1998 г., 2004 г. - Хорватия).
Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, библиографии и приложения.
Основное содержание работы.
Во введении сформулирован аппарат исследования, противоречия, определяющие его проблемы, положения, подтверждающие актуальность темы исследования.
В главе 1 «Государственное регулирование сферы спортивно-оздоровительного туризма» раскрыты нормативно-правовые основы становления спортивно-оздоровительного туризма, определяющие основные положения его значимости в системе общественных отношений. С позиции значимости спортивно-оздоровительного туризма в обществе раскрыты его культурологические традиции. Особое внимание уделено проблеме подготовки кадров в системе развития спортивно-оздоровительного туризма.
В главе автор представляет анализ государственного регулирования сферы спортивно-оздоровительного туризма с позиции личности, общества и профессиональной деятельности.
Рассматривая государственную политику в области спортивно-оздоровительного туризма, мы исходили из того, что рациональным средством при всех социально-экономических ук¬ладах организации свободного времени населения выступает ту¬ризм - социально-экономический феномен XX века, развитие кото¬рого осуществляется различными общественными объединениями, организациями и союзами, как на государственной, так и на обще¬национальной и региональных основах и в рамках сотрудничества с зарубежными туристскими центрами и объединениями. Как по¬казал опыт 1980-1990-х годов, спортивно-оздоровительная деятельность строится на принципах удовлетворения потребно¬стей в туристских услугах различных социальных, возрастных и профессиональных групп населения, трудовых и учебных кол¬лективов, отдельных граждан. В настоящее время во многих стра¬нах сложились материальная база, профессионально-квалифика¬ционная структура, сеть туристских организаций, учреждений, маршрутов и объектов, организационные и экономические основы туризма.
С изменением экономической ситуации в России кардинально изменились тенденции развития спортивно-оздоровительного туризма в обществе, которые отражают необходимость новых практических действий со стороны государства для решения актуальных задач и повышения эффективности спортивно-оздоровительных мероприятий в общественном сознании, в развитии личности, в решении кадровых проблем.
Спортивно-оздоровительный туризм призван стать активным и рациональным средством организации свободного времени людей.
В государственной политике по развитию спортивно-оздоровительного туризма необходимо учитывать ряд противоречий, которые особенно актуализировались в период становления спортивно-оздоровительного туризма в новых социально-экономических условиях. Это связано с тем, что экстенсивный этап развития сферы туризма, когда инвестици¬онная политика была направлена, прежде всего, на развитие матери¬альной базы, привел к ряду трудностей и противоречий, накопле¬ние и неразрешенность которых сдерживает реализацию важней¬ших социальных функций свободного времени. Количественные изменения не могут не привести к качественным изменениям, а, следо¬вательно, к разрешению выявленных противоречий. Наиболее су¬щественное из них - это противоречие между развитием произво¬дительных сил (материально-техническая база туризма) и производ¬ственных отношений (туризм и потребности коллективов, туризм и потребности личности).
Одним из противоречий является несогласованность между структурой свободного времени (отпускное свободное время в общем бюджете страны составляет 8 %, отдых в конце рабочей недели - 48, отдых в кон¬це рабочего дня - 44 %) и структурой туристского предложения. В этих условиях затраты живых сил человека в сфере труда и быта компенсируются только в рамках отпуска. Не реализуется функция расширенного воспроизводства живых сил человека. Это важно иметь в виду при интенсивных методах ведения народного хозяйства, когда резко возрастает роль человеческого фактора в ускоренном росте производительности труда. Это противоречие в неразвитости структуры организованных форм спортивно-оздоровительного туризма.
Противоречия также проявляются, например, между объектив¬ным ростом спортивно-оздоровительных потребностей и слабым ис¬пользованием уже созданной материально-технической базы ту¬ризма. По оценкам экспертов, уровень удовлетворения потребностей населения составляет 8 %, а годовая нагрузка матери¬альной базы в силу ряда причин (сезонность, слабая обученность кадров как результат отсутствия базовой отраслевой квалификации, отсутствие целевых программ отдыха и т. п.) - 53 %. Только за счет включения этого резерва можно было бы практически удвоить чис¬ленность обслуживаемых туристов.
Выявленные в ходе исследования элементы социально-эконо¬мических условий, взаимодействуя между собой и, взаимообусловливая друг друга, в реальной практике спортивно-оздоровительного туристского развития зачастую проявляются самостоятельно, оказывая воздейст¬вие на ход развития туризма и обменов.
Эти условия подразумевают интересы всех социальных групп, которые представлены как в массовых общественных объединени¬ях, движениях, так и вне этих организаций. Социальные усло¬вия обеспечены, во-первых, конкретной деятельностью самих об¬щественных движений и их внутриорганизационных структур; во-вторых, производственной и общественной деятельностью чле¬нов союзов и участников движений как участников социально-эко¬номических преобразований в жизни общества и государства; в-третьих, гарантируются государством в законодательном поряд¬ке (ст. 7 Основного закона - Конституции Российской Федера¬ции) на основе закрепленных прав граждан на труд, отдых, обра¬зование, охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры и др.
В главе раскрыты социальные, культурные и образовательные аспекты влияния спортивно-оздоровительного туризма. Социальное влияние спортивно-оздоровительного туризма - это влияние, которое оказывает развитие туризма на об¬щественное устройство, отношения в обществе, на общественные слои и институты. Культурные и образовательные аспекты влия¬ния туризма имеют непосредственное отношение как к сфере ма¬териального производства, так и к социальной сфере, и, прежде всего к системе ценностей, кругозору и общественному поведению людей.
Государственная политика программы развития спортивно-оздоровительного туризма должна включать: дальнейшее развитие социально-хозяйственного и организаци¬онно-управленческого механизма; изменение характера, методов и уровня планирования и систе¬мы экономических, натуральных и социальных нормативов; расширение многообразных видов, форм и ассортимента туристско-экскурсионных услуг на основе улучшения качества турист¬ского продукта; углубление содержания туристского районирования и рекреационной деятельности на уровне района, города, области, края, республики и страны; практическое изменение соотношения суммы товарных услуг и затрат в туризме (до 92 %) в пользу резкого увеличения собственно туристских мероприятий на основе эффективного и оптимального использования ландшафтов, освоения новых природно-климатиче¬ских зон, развития акваторий, национальных парков и т. д.
К основным социальным функциям организации спортивно-оздоровительного туризма относятся: адаптация и интеграция индивидуумов в «социальную ткань» общества, их подготовка к многочисленным культурным, социаль¬ным и экономическим переменам, происходящим в обществе; рекреационные аспекты организации досуга. Промышленно развитое общество несовместимо с неорганизованностью даже в свободное время. Оно берет на себя ответственность за отдых и организацию досуга граждан, чаще всего, используя в этих целях соответствующие социальные и культурные ресурсы, специалистов в этой области; образовательная (параллельная и дополнительная) школы. В отдельных случаях специальная организация рекреационного обслуживания позволяет дополнить основное образование и акцен¬тировать внимание на определенных культурных аспектах; «ортопедическая» - в том плане, что соответствующая органи¬зация рекреационного обслуживания позволяет устранить пробелы в образовании и культурном уровне, так как она сглаживает опре¬деленные различия и предупреждает возникновение конфликтов путем устранения социально-культурных аномалий; критическая.
Рассматривая спортивно-оздоровительный туризм с точки зрения общества, мы единодушны с рядом авторов (Жолдак В.И., Зорин И.В., Квартальнов В.А, Константинов Ю.С., Остапец-Свешников А.А., и др.), которые считают что это уникальное средство общения между людьми; людьми и природой, людьми и миром культуры, основанное на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой и обычаями тех регионов, где проходят маршруты походов. Данный вид отдыха может быть причислен к наиболее демократичному, характеризующемуся свободным выбором формы собственной активности, связью с народным творчеством, реализацией в условиях походной жизни на самостоятельно разработанном маршруте. Наряду с функцией социального упорядочения соответствующая организация спортивно-оздоровительного туризма мо¬жет способствовать формированию критического взгляда на ве¬щи, возникновению новых связей между отдельными людьми и группами.
Анализ развития спортивно-оздоровительного туризма в обществе позволил выявить ряд положений, которые характеризуют его как особый вид туристской деятельности. Эти положения состоят в следующем:
- спортивно-оздоровительный туризм - это здоровый образ жизни человека, а не просто хобби или способ самооздоровления;
- увлечение спортивно-оздоровительным туризмом имеет глубокие корни в российской истории. Все аспекты туристского путешествия - это полная аналогия традиций и устремлений русских путешественников-землепроходцев;
- спортивно-оздоровительный туризм - явление комплексное. Оно развивает человека в таких направлениях, как: духовная сфера - развитие высоких человеческих качеств, необходимых в экстремальных условиях походной жизни; познавательные аспекты, включая совершенствование экологической культуры человека; самоутверждение и иные достижения; оздоровительный эффект - естественное благотворное влияние природной среды;
- многообразные формы общественно-полезной деятельности практически всегда сопутствующей путешествию;
- спортивно-оздоровительный туризм - это источник создания интеллектуального продукта в сфере разработки теории и практики туризма, создания новейших туристских маршрутов (в том числе и коммерческих), современного снаряжения и квалифицированных кадров. Все это есть истоки и одна из основ формирования коммерческого продукта, о чем довольно часто забывают организаторы коммерческого туризма;
- спортивно-оздоровительный туризм охватывает все возрастные группы населения страны, включая детей, школьников, студентов, инвалидов и т. д., а также всю семью в целом;
- вся деятельность человека в спортивно-оздоровительном туризме естественна и натуральна, т. к. охватывает весь первобытный комплекс действий и поступков человека. Поэтому в настоящее время спортивно-оздоровительный туризм является наиболее эффективной системой занятий, компенсирующей недостатки городской среды обитания;
- в условиях современного стрессового пространства, спортивно-оздоровительный туризм автоматически создает внутри себя школу по самовыживаемости населения. Является школой адаптации населения к стрессовым ситуациям в жизни современного общества;
- государство для поощрения и развития движения спортивно-оздоровительного туризма, и сам человек на туризм тратит минимальные финансовые средства (не нужны дорогостоящие стадионы, бассейны и другая материально-техническая база) - необходимы лишь туристские клубы в городе, как организационно- методические и просветительские центры, дешевое туристское снаряжение и система туристских приютов.
Анализируя спортивно-оздоровительный туризм с позиции личности, нами было выявлено противоречие, которое состоит в том, что на индустриальном уровне туристские потребности не удовле¬творяются полностью, что снижает возможности, например, соци¬ального туризма в качестве фактора формирования разумных по¬требностей, исторического знания, активной жизненной позиции людей, профессиональной ориентации, производственного и меж¬национального общения, экологического воспитания. Для предше¬ствующих лет было характерно также слабое взаимодействие организованного туризма с культурно-просветительной работой, само¬деятельным творчеством коллективов, общественных союзов и не¬формальных объединений.
В этом аспекте следует обратить внимание на повсеместное отсутствие в программах социально-экономического развития го¬родов и регионов взаимоувязанных целевых туристских нормати¬вов - социальных (число мероприятий на одного жителя) и на¬туральных (число мест размещения или количество рекреацион¬ных акций на одного жителя) в качестве необходимого миниму¬ма спортивно-оздоровительной деятельности. Международная прак¬тика доказывает необходимость единства всех трех слагаемых указанных нормативов и реальность социально-экономической эффективности спортивно-оздоровительного туризма, развивающегося на основе данного принципа. Отсутствие согласованных под¬ходов к пониманию разнообразия и комплексности базовых центров туризма и спортивно-оздоровительных мероприятий - одна из причин несоответствия роста массива свободного времени и элитарных тенденций в ущерб экономической эффективности, массовости и доступно¬сти туризма.
Всесторонне рассмотрев проблемы современного спортивно-оздоровительного туризма, мы, опираясь на ведущие положения ряда ученых в области спорта и туризма (Жолдака В.И., Зорина И.В., Зорина А.И. Квартальнова В.А., Константинова Ю.С., Остапца-Свешникова А.А., и др.), пришли к выводу о необходимости создания оптимальной системы организации и управления спортивно-оздоровительным туризмом, поскольку это один из важнейших факторов, существенно влияющих на его массовость. Особенно важен оптимальный выбор организационных форм для региона (области, края, республики), где необходимо учитывать местные особенности развития спортивно-оздоровительного туризма (наличие туристских возможностей, обеспеченность туристскими кадрами, состояние материальной базы и т.п.).
Важнейшим звеном в развитии спортивно-оздоровительного туризма в регионе являются районные туристские клубы, которые в зависимости от местных условий могут создаваться: на основе типового положения о территориальном туристском клубе; в виде молодежных туристских клубов как филиалы имеющихся учреждений дополнительного образования в соответствии с положениями об этих учреждениях; на общественных началах в соответствии с федеральным законом об общественных организациях.
Таким образом, важное государственное значение имеет социальная направленность спортивно-оздоровительного туристского движения, поскольку этот вид туризма является образом жизни значительных слоев населения;- спортивно-оздоровительный туризм служит эффективным средством физического оздоровления, нравственного развития и самосовершенствования человека, воспитания бережного отношения к природе и памятникам культуры, взаимопонимания и взаимоуважения народов и наций; спортивно-оздоровительный туризм имеет неограниченные возможности вовлечения в занятия активным отдыхом на туристских маршрутах, так как не требует создание специальной дорогостоящей материальной базы; необходимо создать оптимальную систему организации и управления спортивно-оздоровительным туризмом, поскольку это один из важнейших факторов, существенно влияющих на его массовость.
В главе 2 «Зарубежный опыт профессионального образования в спортивно-оздоровительном туризме» представлен аналитический обзор зарубежного опыта, раскрывающего профессионально-культурную структуру подготовки кадров для спортивно-оздоровительного туризма. Раскрыты особенности спортивно-оздоровительного туризма в европейских странах, Англии и США.
Многочисленные зарубежные исследователи и эксперты сходятся во мнении, что ключом к решению проблем туристской современности является развитие спортивно-состязательных и физкультурных ценностей в развитии человека, сохранении его здоровья. В процессе анализа зарубежной литературы нам не удалось встретить термин «спортивно-оздоровительный туризм», однако, ряд зарубежных авторов (Джафар Джафари, Брент Ритчи, Дэйвид Эари, Майкл Найтингейл и др.), рассматривая спортивно-туристский оперейтинг, туристско-спортивную деятельность указывают на оздоровительную функцию спортивного туризма.
В этой связи Всемирная туристская организация выделяет роль туристско-спортивного оперативного сектора, которая важна не только в том, что касается определения сегментов рынка специализированного (спортивного) туризма (далее – специализированный туризм) и активных форм проведения отпусков, но и на все сегменты и виды специализированного (спортивного) туризма. Виды активных форм проведения отпусков по программам специализированного (спортивного) туризма указаны в приложении к диссертации.
Особое внимание в зарубежных исследованиях уделяется проблеме формирования профессионально-квалификационной структуры для спортивно-оздоровительного туризма, что, на наш взгляд, имеет немаловажное значение в контексте исследовательской проблемы социально-педагогических основ развития спортивно-оздоровительного туризма, в аспекте формирования его кадрового обеспечения.
Как показывает зарубежный опыт, специалисты в области спортивно-оздоровительного туризма и активных форм проведения отпусков должны обращать особое внимание на объективный характер, качество информации, адресуемой клиентуре и профессиональную подготовку кадров, а также обеспечить лучшее знание истинных побудительных причин этой туристской миграции и клиентуры.
По мнению экспертов ЮНЕСКО (Дженифер Баниисс, Джеймс Кахнс и др.), три аспекта туризма и спорта формируют и три основных специальности – области деятельности главных специалистов туристско-спортивного оперейтинга: рекреолога, технолога и аниматора.
На примере анализа квалификационной пирамиды, разработанной в научных трудах ряда зарубежных авторов, выявлены сильные и слабые позиции подготовки кадров для спортивно-оздоровительного туризма и проанализирована иерархия спортивно-оздоровительной туристской деятельности. Рассмотрены квалификации профессий по сектору занятости, рабочим функциям, по роли уровня деятельности. Определено понятие профессионального развития спортивно-оздоровительного туризма и этапы его подготовки.
Формирование профессионально-квалификационной структуры происходит в результате перестройки туристско-спортивного менеджмента, изменений экономического механизма, динамики, туристского рынка, внедрения достижения научно-технического прогресса в туристско-спортивную практику. Эта структура зависит в первую очередь от специализаций туристских предприятий и типов территориальной организации туристско-спортивной деятельности. Профессиональный аспект структуры группирует профессии по квалификации требуемого труда, технологическим и методическим функциям, разрядам и должностям.
Основой для выделения профессионально-квалификационных групп, работающих в туристско-спортивных организациях, является неоднородность труда в туристско-спортивном оперативном секторе. Она выражается в разделении труда на умственный и физический, организаторский и исполнительский, сложный и простой, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный. Для определения сущности социально-экономической неоднородности труда используются также и такие понятия, как «качество труда», «квалификация», «сложность труда», «содержание и характер труда».
Строго говоря, ни в США, ни в большинстве стран Западной Европы1 профессионально-квалификационная структура туризма не является нормативным, обязательным атрибутом приема на работу и продвижения по службе. Она скорее выступает в виде иерархической модели расстановки персонала по уровням менеджмента и оперативного сектора управления, в зависимости от уровня профессиональной подготовки работника и его практического опыта.
Для построения системы туристско-спортивного образования иностранные ученые Джафар Джафари, Брент Ритчи считают необходимым определить границы туризма и спорта как межотраслевой образовательный комплекс. В этих целях они предлагают использовать следующее рабочее определение: «Туризм и спорт как наука – это исследование человека вне его обычного места жительства; индустрии, которая удовлетворяет его потребности; воздействий, которые и человек и индустрия оказывают на социокультурное, экономическое и физическое окружение принимающего сообщества».
Основываясь на данном определении, все дисциплины и курсы системы туристско-спортивного образования сгруппированы ими вокруг следующих разделов: изучение спортсмена-путешественника; изучение индустрии передвижений туристско-спортивных товаров и услуг; изучение туристско-спортивной обстановки и физического окружения (природных ресурсов, материальных ресурсов, созданных человеком, социоспортивных ресурсов); изучение взаимоотношений: хозяин-гость (принимающего сообщества, туристов, болельщиков и спортсменов).
Иностранные исследователи видят учебную программу по туризму и спорту в виде системы, которая образована из специальных, ориентированных на туризм и спорт разделов широкого круга общих курсов и дисциплин.
Исследователи отмечают важность подходов в изучении туристско-спортивного оперейтинга. К рассмотрению предлагаются три подхода: междисциплинарный, мультидисциплинарный и трансдисциплинарный, отражающие разные уровни интеграции. Междисциплинарный – рассмотрение одной дисциплины под углом зрения другой (напр., спортивная адаптация или политика туризма). Мультидисциплинарный – изучение одной проблемы или вопроса с точки зрения нескольких дисциплин. Трансдисциплинарный – изучение проблемы за пределами дисциплин, т.е. изучение начинается с постановки проблемы и через процессы решения ее. Привносятся необходимые знания тех дисциплин, которые способствуют решению проблемы.
Относительно специальностей в туризме и спорте иностранные ученые (Дэйвид Эари, Майкл Найтингейл и др.) предлагают ориентироваться на классификации профессий в туризме и спорте: классификация по сектору занятости; классификация по рабочим функциям; классификация по уровню роли деятельности.
Интернационализация системы туристско-спортивного образования основана: а) на повышении уровня требовательности потребителей, желающих, чтобы были понятны их привычки и поведение (Петер Келлер, 1994); б) интернационализации туристско-спортивной деятельности, что подразумевает ее переход от национального к многонациональному характеру, а следовательно, и изменение требований к персоналу.
Интернационализация системы образования может развиваться по четырем направлениям: включение в содержание учебных программ изучения обычаев, привычек и устремлений представителей различных видов спорта и культур, а также принятых на международном уровне форм выполнения профессиональных обязанностей; обмен преподавательским составом учебных заведений различных стран; обучение в течение определенного периода в учебных заведениях различных стран; организация туристско-спортивной практики на предприятиях, в командах, клубах и регионах разных стран.
Успех системы туристско-спортивного образования основан на ее формальной интеграции в систему туризма и спорта, на постоянном анализе происходящих изменений и на способности адаптироваться к новым ситуациям.
Таким образом, анализ зарубежного опыта дает возможность исследователю выявить четыре компонента (направления), составляющих теоретическую и практическую основу дидактики профессиональной подготовки специалистов спортивно-оздоровительного туризма. Это: 1) типы профессионально-квалификационной структуры специализированного (спортивного) туризма; 2) сам по себе зарубежный опыт формирования системы образования в туризме и спорте; 3) приоритеты образовательной системы туристско-спортивного оперейтинга; 4) профессиографическую характеристику как основу подготовки менеджеров по туризму и спорту.
В главе 3 «Концепция спортивно-оздоровительного туризма в современной системе образования» раскрыты основные положения, определяющие процесс и результат воспитания средствами спортивно-оздоровительного туризма.
Спортивно-оздоровительный туризм в современном обществе проявляет себя как один из важнейших видов туристской деятельности, являющийся для многих людей неотъемлемым компонентом жизнедеятельности, эффективным средством восстановления физического и психического здоровья, а также необходимым условием увлекательного проведения своего свободного времени. Спортивно-оздоровительный туризм, который возник изначально как потребность, вскоре утвердился как один из совершенных и продуктивных средств воспитания, поскольку является условием комплексного решения педагогических задач в туризме: воспитательных, образовательных, познавательных, оздоровительных и спортивных. Спортивно-оздоровительный туризм является любительским и самодеятельным, поскольку им занимаются в свободное от учебы и работы время.
Трудно переоценить воспитательное воздействие спортивно-оздоровительного туризма на детей, юношей, подростков. Физкультура и спорт развивают такие ценные качества личности как гуманизм, упорство в достижении поставленной цели, спортивный азарт, дружелюбие, отзывчивость, терпимость, уважение и самоуважение и др. В процессе занятий различными видами спортивно-оздоровительного туризма развивается общественная активность личности, происходит совершенно новое восприятие окружающего мира, расширяется круг истинных ценностей и приоритетов, вырабатывается сознательность и нравственность, совершенствуется и оттачивается коммуникативность и общительность. Занятия спортивно-оздоровительным туризмом во многом способствуют и трудовому воспитанию человека, так как обеспечивают физическую подготовленность к трудовой деятельности, повышая тем самым ее эффективность.
Спортивно-оздоровительный туризм, в отличие от других видов спорта, является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий. Спортивно-оздоровительный туризм - более широкое понятие, чем просто один из видов спорта. Это целое социальное движение, важнейшей целью которого является формирование здорового образа жизни каждого конкретного человека и общества в целом.
Концепция раскрывает специфику спортивно-оздоровительного туризма в общей системе воспитания молодежи, которая состоит в следующем: в отличие от любого вида спорта, может заниматься практически каждый человек, поэтому спортивно-оздоровительный туризм является одним из самых массовых движений; в высочайшей мотивации, направленности на достижение цели, благодаря чему спортивно-оздоровительный туризм можно рассматривать как естественную лабораторию человеческих возможностей и способностей людей не являющихся профессионалами спорта, но тем не менее развивающими в себе совершенную и весьма точную координацию движений, быстроту двигательных актов, высочайшие волевые качества, а также умение преодолевать эмоциональные и физические нагрузки, снимать стрессы и др; в его зрелищности, привлекательности, экологичности, в возможности реализовать развитые через спортивный туризм способности в других сферах жизнедеятельности; в соединении с бизнесом; в расширении промышленной сферы, выпускающей соответствующие спортивные атрибуты, одежду, обувь, использование рекламы, спонсорства.
В данном исследовании не ставилось в качестве исследовательской задачи раскрыть методологию и теорию педагогики туризма, основные положения которой рассмотрены в научных трудах И.В. Зорина и А.И. Зорина2, И.В. Зорина и В.А. Квартальнова3. Опираясь на это исследование в концепции рассматривается педагогика спортивного туризма как одно из направлений социальной педагогики - науки, которая изучает теоретические и практические аспекты формирования, развития, воспитания и совершенствования личности во взаимосвязи с социальной средой, поведения человека в социальной сфере, целенаправленного специфического воздействия на совокупности людей для организации их совместной социальной деятельности и для управления этой деятельностью, для регулирования поведения людей в соответствии с политическими, правовыми и нравственными нормами, а также социокультурными ценностями общества.
Основными воспитательными задачами спортивно-оздоровительного туризма можно считать следующие: физическое воспитание и образование средствами спортивного туризма; формирование всесторонне образованной и развитой личности средствами туристско-краеведческой исследовательской работы (спортивный туризм - туристские походы) и экспедиционной деятельности; развитие самодеятельности средствами развития инициативности, творческого потенциала, целеустремленности и самовыражения личности при реализации общественно ценных и личностно значимых целей; овладение навыками эколого-туристского поведения и воздействия на окружающую среду, участие в экологических и природоохранительных акциях.
В спортивно-оздоровительном туризме значительное место принадлежит социальному воспитанию. Основываясь на общепринятом понимании социального воспитания, как взаимодействии людей друг с другом, в результате которого возникают определенные изменения в сознании и поведении личности, проявляющейся в трех формах: рациональной – личность формирует свои суждения, оценки; эмоциональной – эмоциональная реакция на объекты; поведенческо-деятельностной – действия, поступки, поведение.
В главе раскрыта функция спортивно-оздоровительного туризма, определяющая успешную социализацию личности, нормальный ход социальной адаптации.
Содержательным ядром воспитания в спортивно-оздоровительном туризме является совокупность физического и духовно-нравственного воспитания. Здесь происходит физическое совершенствование человека с одновременным совершенствованием его нравственной сферы: сознания, поведения, чувств, отношений.
Исследование позволило определить условия, повышающие эффективность воспитательного потенциала спортивно-оздоровительного туризма.
Воспитание в процессе спортивно-оздоровительного туризма строится на его понимании как эффективного средства физического оздоровления, нравственного развития и совершенствования человека, воспитания бережного отношения к природе и культурному наследию, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями.
Значительное внимание в диссертации уделено воспитательной ценности спортивно-оздоровительного туризма, которая состоит в том, что он объединяет в себе наиболее эффективные оздоровительные виды рекреационной деятельности, он существует большей частью за счет финансового и материального самообеспечения и является самым дешевым и доступным видом туризма для всех категорий населения, в первую очередь его социально незащищенных слоев, начиная от детей дошкольного и школьного возраста и кончая пенсионерами и инвалидами.
Особое значение имеет спортивно-оздоровительный туризм для воспитания детей и молодежи, которая продолжает утрачивать здоровые нравственные ориентиры и все больше втягивается в бездуховные криминальные слои общества. Мир спортивно-оздоровительного туризма, являясь интересной, доступной и дешевой школой выживания и адаптации к стрессовым ситуациям, одновременно создает условия для подготовки подрастающего поколения к службе в армии, для решения вопросов его до профессиональной подготовки, связанных с работой в спасательных отрядах, а также другими видами деятельности человека в экстремальных условиях. Кроме того, спортивно-оздоровительный туризм является источником создания особого интеллектуального продукта для сферы теории туризма, определяющего стратегию, тактику, технику путешествий, разработку новейших туристских маршрутов, создание современного снаряжения, подготовку квалифицированных туристских кадров (мастеров спорта, гидов, инструкторов, тренеров и др. Все это есть истоки и основа формирования самодеятельного туристского движения, а также и коммерческого туристского продукта.
Исследование подтвердило высокую значимость мотивации в спортивно-оздоровительном туризме. Нами выделены осо
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *

Навигация

Облако тегов

Архив новостей

^