-
Информация к новости
  • Просмотров: 4103
  • Автор: book
  • Дата: 21-03-2017, 20:24
21-03-2017, 20:24

Зачем турфирме договор?

Категория: Статьи » Законы

В работе предприятий сферы услуг, к которым можно отнести и туристические офисы, возникают сложные отношения и договоренности с клиентом (юристы называют их договорными), которые могут регулироваться по усмотрению сторон. Что это значит? Состав сложной туристической услуги, условия поездки, сроки, цены, дополнительные экскурсии, порядок обмена документами и прочие отношения между клиентом и фирмой, все это многообразие не может быть окончательно урегулировано каким-то законом, кодексом или другим нормативным актом. Все, что не урегулировано законом, устанавливается исключительно в договоре между исполнителем и заказчиком (продавцом и покупателем). В интересах турфирмы отразить в договоре правила пользования предоставляемыми услугами, права и обязанности клиента, которым должен следовать потребитель, не говоря уже о составляющих тура, заказанных и оплаченных туристом. Так же следует учесть, что отсутствие договора с туристом ставит турфирму в невыгодное положение в случае конфликта по качеству услуг или в связи с отказом от тура. Это объясняется очень просто — если отношения с клиентом не отражены в договоре, то возникший спор будет рассматриваться по Закону «О защите прав потребителей», заранее предполагающим «презумпцию виновности» фирмы, а отсутствие договора лишит вас возможности сослаться на какие-то обязанности клиента и ограничить свою ответственность. Существует ошибочное мнение, что отсутствие заключенного договора освобождает фирму от ответственности, поскольку с клиентом нет договорных отношений, однако пунктом 2 статьи 14 вышеуказанного закона установлено право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков услуги, независимо от наличия договорных отношений с исполнителем.

Таким образом, мы пришли к следующему выводу: договор необходим (помимо всего прочего, наличие договора — обязательное лицензионное требование). Каким же должен быть договор с туристом, дабы не нарушить закон и в то же время защитить интересы турфирмы?

Составляя «клиентский» договор необходимо учесть требования не только гражданского законодательства, но и отраслевого закона «Об основах туристской деятельности в РФ» и закона «О защите прав потребителей». При составлении договора необходимо соблюсти баланс между буквой закона и собственной безопасностью. Многие турфирмы полагают, что, составив договор, предусматривающий для них минимальную ответственность, они обезопасят себя от взысканий. Эта ошибка нередко приводит к суровым судебным решениям, поскольку закон считает недействительными любые условия договора, ущемляющего права потребителей. Ограничивая свою ответственность перед туристом, турфирмы предполагают обезопасить себя в случае предъявления иска, но не учитывают то обстоятельство, что пункты договора, ущемляющие права потребителей, не рассматриваются судом в качестве доказательства, а значит, не будут служить защитой турфирме. Содержание договора с клиентом должно также учитывать требования лицензионного законодательства, поскольку отсутствие любого из существенных условий, предусмотренных законом, может стать основанием для приостановления лицензии. О лицензионных требованиях мы поговорим ниже, а сейчас вернемся к минимизации ответственности.

Как известно, в договоре между юридическими лицами — туроператором и турагентом ответственность сторон за отказ от тура или просрочку платежа может предусматривать штрафные санкции. Как правило, штрафы в договоре между туроператором и турагентом предусмотрены за аннуляцию тура (бронирования) и зависят от времени, за которое аннулируется тур. Закон не ограничивает размер штрафных санкций, применяемых между участниками предпринимательской деятельности, однако совсем другое дело — отношения с физическими лицами, туристами. Многие турагенты ошибочно полагают, что штрафы, предусмотренные договором с туроператором, возможно в том же виде перенести и в «клиентский» договор. Но закон не допускает штрафное «наказание» потребителя, и в суде эти штрафы учтены не будут! Ответственность потребителя в этом случае формулируется иначе — статья 32 закона «О защите прав потребителей» устанавливает: «потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части выполненной работы (оказанной услуги) до получения извещения о расторжении указанного договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы (услуги)». В свою очередь, в статье 10 закона «Об основах туристской деятельности в РФ» содержится норма: «Возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон». Получив от туриста извещение об аннуляции тура, турагент вправе удержать фактически понесенные им расходы, произведенные во исполнение договора и подтвержденные документально.

Итак, все дело лишь в формулировке — исключив прямое взыскание штрафов по договору, вы можете указать обязанность туриста возместить вам понесенные расходы, тем самым соблюсти требования закона и избежать возврата всей стоимости тура в случае его аннуляции.

То же самое относится и к прочему содержанию договора. Например, в договоре следует учесть возможность замены отеля на отель аналогичной или высшей категории. В судебной практике есть прецеденты, когда с турагента взыскивали всю стоимость тура из-за замены отеля, мотивируя решение тем, что данная возможность не была предусмотрена договором с клиентом (в то время как договор с туроператором это позволял). Однако следует учесть, что изменение договора производится только по согласию сторон, турфирма не имеет права в одностороннем порядке изменять существенные условия тура, как впрочем, и турист не может по собственному желанию поселиться в другой отель, а затем требовать компенсаций.

Другая «популярная» ошибка в договоре — требование о представлении дополнительных документов, необходимых для предъявления туристом претензии (протокол несоответствия, акт о недостатках), не предусмотренных действующим законодательством, или ограничение времени предъявления претензий менее установленных законом 20 дней. Не надо ограничивать туриста в возможности предъявления претензий, ведь в любом случае срок исковой давности по таким искам — три года, а непредъявление туристом претензии не лишает его права на обращение в суд. Не следует также игнорировать поступившие претензии, ведь мотивированный отзыв на требование потребителя может предотвратить предъявление иска.

Наиболее волнующий момент в договоре — ответственность за действия третьих лиц: посольств, перевозчиков, туроператора. Нередко турагенты включают в понятие «форс-мажора» различные обстоятельства, не предусмотренные гражданским правом — например, отказ в выдаче визы, задержку вылета авиарейса, качество отеля, длительность трансфера и т.п. Учтите, попытка таким способом снять с себя ответственность за составляющие тура приводит в суде как раз к обратному результату, да и на туриста действует подавляюще. В данном случае имеет смысл идти другим путем — предоставлять потребителю исчерпывающую информацию о возможных рисках, сложностях или правилах. Причем фиксировать предоставление информации письменно. Предупредите туриста о возможности отказа или задержки в выдаче визы и предложите ему страхование от невыезда. Это даст в суде гораздо больше шансов, чем фраза «за действия посольства турфирма ответственности не несет».

Однажды к нам за помощью обратилась крупная туроператорская фирма, поднимающая два борта в неделю и имеющая еще несколько блоков на чужих рейсах, которая под новый год осталась без лицензии. Лицензию приостановил Департамент туризма в связи с несоответствием «клиентского» договора требованиям статьи 10 закона «Об основах туристской деятельности». Это реальная история, произошедшая вследствие банальной неосмотрительности. Понадобилось почти две недели, чтобы преодолеть бюрократическую машину и восстановить действие лицензии. Всех неприятностей можно было избежать, если бы в договоре содержались существенные условия, предусмотренные законом, отсутствие которых заметил лицензирующий орган. Эти условия необходимо включать в договор, даже если они не имеют отношения к вашей деятельности: это лицензионные формальности, обязательные для исполнения. Перечень существенных условий договора содержится в статье 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», приводим их дословно:
«

·  информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;

·  сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

·  информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;

·  достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;

·  дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

·  порядок встречи, проводов и сопровождения туристов; права, обязанности и ответственность сторон;

·  розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;

·  минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

·  условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

·  порядок и сроки предъявления претензий туристом. Иные условия договора определяются по соглашению сторон…»

Конечно, договор не всегда может содержать в себе всю информацию о составе и условиях тура, в частности, сведения о перелете, размещении, питании, местонахождении отеля, составе экскурсий и прочую существенную информацию. Если технически в «клиентский» договор невозможно включить все вышеуказанные сведения, они должны содержаться в приложениях к договору, являющихся его неотъемлемой частью (путевке ТУР-1, памятке туриста, информационных буклетах, дополнениях и т.д.).

Возвращаясь к вопросу о необходимости и полезности договора, хотелось бы отметить одно обстоятельство, с которым вы, несомненно, сталкиваетесь в процессе работы — никакой договор не заменит грамотную работу менеджера. Можно оградиться от возможных неприятностей, предусмотреть в договоре все формальности, но элементарная ошибка менеджера перечеркнет все ваши усилия и поставит фирму под угрозу судебного взыскания. Будьте предусмотрительны и внимательны, и — удачи вам в бизнесе!

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *

Навигация

Облако тегов

Архив новостей

^