-
Информация к новости
  • Просмотров: 4728
  • Автор: book
  • Дата: 21-03-2017, 21:39
21-03-2017, 21:39

Турфирма под защитой

Категория: Статьи » Законы

Говоря о защите предприятия, мы не подразумеваем физическую защиту в виде решёток на окнах или охранника при входе — хотя это тоже немаловажные факторы. Речь пойдёт об элементах правовой защиты предприятия как комплекса мер, позволяющего снизить риски предпринимательской деятельности.

К сожалению, закон не устанавливает конкретную правовую модель взаимоотношений для участников туристического оборота, а именно — отношений между туристом и турагентом, турагентом и туроператором, туроператором и перевозчиком, отелем, санаторием или другими поставщиками услуг. Соответственно, в законе не разграничена ответственность участников туристического рынка в случае нарушения обязательств перед туристом и причинения ему убытков.
Вследствие этого степень ответственности турфирмы перед туристом определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела, представленных доказательств и, как это ни прискорбно, возможностей туриста применить административный ресурс и надавить на турфирму-ответчика.

Однако основную опасность для турфирмы, с точки зрения ответственности, на наш взгляд представляют не потребители-туристы, а государственные контролирующие органы.

Отсутствие чёткой регламентации в законе позволяет трактовать нормы в ту или иную сторону в зависимости от ситуации. Таким образом, единственный способ оградить себя от чрезмерной ответственности перед потребителем — это предпринять необходимые действия, позволяющие трактовать и применять нормы закона в свою пользу (как это ни цинично звучит). Ответственность перед государством, установленная административным, налоговым или иным законом — ещё более запутанная, чем в отношениях с потребителями. Бесконечные поправки в налоговом законодательстве, постоянные изменения административных законов, обилие подзаконных актов и различных инструкций контролирующих ведомств — всё это делает просто невозможным соблюдение предпринимателем законов без риска подвергнуться штрафам.
Существует масса государственных ведомств, которые вправе оштрафовать турфирму и её руководителя за нарушение того или иного закона, начиная от пожарников и заканчивая той же налоговой инспекцией.

Даже при соблюдении всех норм закона очень трудно избежать ответственности, а уж если вы что-то откровенно нарушаете (например, кассовую дисциплину или работаете без лицензии), то степень риска попасть под взыскание многократно возрастает. А метод защиты от взысканий со стороны государственных контролирующих органов такой — это, во-первых, знание законов, регулирующих ваш вид деятельности, во-вторых — максимально возможное их соблюдение, а в-третьих — правильное и своевременное применение норм закона, позволяющее минимизировать риск взыскания, штрафа или привлечения к ответственности.

Отсутствие чёткой регламентации в законе позволяет трактовать его нормы в пользу той или иной стороны, в зависимости от конкретной ситуации. Насколько трудно предпринимателю соблюдать законы, настолько же трудно контролирующим органам доказать нарушение. Любой штраф может быть оспорен в суде, любое взыскание может быть признано незаконным. Определённые изменения в этой ситуации произошли в связи с изменениями в Налоговом Кодексе РФ, практически отменившими презумпцию невиновности налогоплательщика.

В соответствии с изменениями Налогового кодекса, вступившими в силу 1 января 2007 года (Закон от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ) принята новая редакция ст. 108 «Общие условия привлечения к ответственности». Прежняя редакция статьи 108 в части 6 указывала: «лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке в соответствии со вступившим в законную силу решением суда». В новой редакции изменена концовка предложения, удалена фраза — «в соответствии со вступившим в законную силу решением суда».
Таким образом, виновность лица в совершении налогового правонарушения теперь может быть доказана самими налоговыми органами, без обязательного решения суда.


Единственный способ оградить себя от чрезмерной ответственности — это предпринять необходимые действия, позволяющие в случае спора с контролирующими органами обеспечить достаточные доказательства соблюдения вами норм закона. Для этого следует максимально следить за формальной стороной деятельности фирмы.

В качестве элементов правовой защиты можно выделить несколько комплексных мер:

1. Соблюдение формальных требований закона к легализации деятельности турфирмы в период её создания:
— регистрация предприятия или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица;
— получение лицензии на выбранный вид деятельности и сертификация безопасности туристических услуг;
— получение иных разрешений и лицензий в зависимости от вида деятельности, например медицинской лицензии (для оказания услуг оздоровительного или санаторно-курортного характера), образовательной лицензии (при оказании образовательных услуг с выдачей диплома гособразца);
— постановка на учёт в налоговом органе, выбор системы налогообложения и постановка учётной политики;
— подготовка необходимых бланков строгой отчётности, регистрация кассового аппарата, обеспечение документов для осуществления расчётов — как наличных, так и безналичных;
— соблюдение требований к помещению — ГОСТ-а и правил торговли («уголок потребителя», регистрация рекламного указателя, наличие огнетушителя, пожарной сигнализации и прочие требования к помещению).

2. Разработка учётной политики и документооборота. Решите для себя, как будет приниматься денежная наличность, какие документы будут выдаваться на руки туристу, каким образом вы будете это делать и в какой момент.
Если вы не применяете бланк строгой отчётности по форме ТУР1 или ваша деятельность выходит за рамки туристической, позаботьтесь о кассовом аппарате и книге кассира-операциониста. Если вы применяете упрощённую систему налогообложения, позаботьтесь о ведении книги доходов и расходов.
С самого начала деятельности поставьте бухгалтерский учёт и документооборот на предприятии и старайтесь придерживаться учётной политики и оформлять договора и приходно-расходные документы. Как правило, именно ошибки в учёте, а не злой умысел становятся причиной возникновения недоимки по налогам и, как следствие, штрафов и взысканий.

3. Следующий элемент защиты — своевременная подача налоговых деклараций, баланса и прочих отчётов, соблюдение правил учёта и отчётности и правильное исчисление налогов в период деятельности.
Нередко несвоевременная подача отчёта провоцирует налоговую проверку — в особенности, если действующая фирма с оборотами не сдаёт отчётность длительное время. Также повышает риск проведения налоговой проверки резкое изменение показателей (особенно резкое их сокращение при больших оборотах).

4. К документообороту относится и другой элемент защиты — грамотные договора.
В первую очередь — грамотное отражение в договорах с потребителем существенных условий, предусмотренных законом «Об основах туристской деятельности в РФ», гражданским законодательством и Законом о защите прав потребителей: предоставление туристу полной и достоверной информации о потребительских свойствах тура.
Нарушение закона при оформлении договора с потребителем — популярная причина для приостановления действия лицензии. Несоответствие договора требованиям закона может послужить основанием для признания его недействительным.

5. Ещё одна часть защиты — отражение в договорах с поставщиками, агентами или партнёрами прав и обязанностей сторон и наличие платёжных документов, подтверждающих факт проведения оплаты.
Если вы хотите располагать правовой возможностью взыскания убытков со своих партнёров и поставщиков, вы должны иметь на руках соответствующие доказательства — договор и платёжные документы, подтверждающие наличие обязательства и факт заключения сделки. В противном случае ни один арбитражный суд не примет ваши требования о возмещении причинённых убытков или задолженности.

6. Далее — распределение обязанностей и полномочий сотрудников предприятия, отражение в инструкциях и приказах объёма обязанностей работников предприятия, информирование сотрудников и должностных лиц предприятия об обязательных требованиях и правилах, установленных законом.
Например, запрет принимать наличную валюту, обязанность выдавать турпутёвку или кассовый чек, обязанность выдавать договор и подписывать изменения к договору и так далее.
Следует учесть, что ответственность за действия работника несёт предприятие, и именно неграмотными действиями сотрудников может быть причинён вред и потребителю, и фирме. Информированность сотрудников об обязательных правилах и определение их должностных обязанностей — важнейший элемент защиты.
Немаловажно и соблюдение трудового законодательства: при определении обязанностей работника нужно соблюсти требования трудового законодательства и для начала установить трудовые отношения. Нередко бывает так, что инструкция на работника составлена и им подписана, а доказать, что работник принят на работу, не представляется возможным, поскольку нет ни приказа, ни заявления, ни трудового договора.
Чтобы иметь возможность взыскать с сотрудника убытки, причинённые им фирме, необходимо подтверждение трудовых отношений.

7. Другой важный элемент, обеспечивающий защиту турфирмы — обучение сотрудников, профессиональная подготовка персонала.
Элементарная ошибка менеджера при оформлении тура может свести на нет все ваши методы правовой защиты, грамотный договор, документооборот и учёт. Правильная мотивация туриста при выборе тура также находится в ведении менеджера: то, как он объяснит туристу состав услуги, должно впоследствии обеспечить отсутствие немотивированных претензий.

8. Ещё одна важная составная часть защиты — информированность сотрудников о правилах поведения в конфликтных ситуациях с туристом и правилах поведения при проверках государственных контролирующих органов.
Каждый сотрудник обязан знать, что претензия должна предъявляться в письменной форме, что срок ответа на претензию — десять дней, что претензия должна быть передана руководителю или уполномоченному должностному лицу. Сотрудник не должен самостоятельно отвечать туристу на претензию и давать какие-то разъяснения. Если туристу возвращаются документы или деньги, необходима письменная расписка с указанием суммы и причины возврата.

9. Следующий элемент, который можно отнести к факторам защиты — контроль за публичными предложениями, то есть предложениями, предназначенными для неограниченного круга потребителей, а так же рекламными каталогами, буклетами и прочей информацией, предоставляемой покупателю.
Во-первых, то, что и как рекламируют туристические фирмы, нередко служит основанием для проверок антимонопольного органа по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Во-вторых, ваши предложения могут вводить в заблуждение потребителей, неправильно мотивировать их при выборе туров, а как результат — провоцировать претензии потребителей по качеству предоставленных услуг.

10. Отдельный «участок» правовой защиты — соблюдение требований административных органов контроля — лицензионного контроля, пожарной инспекции, трудовой инспекции, санитарной инспекции, торговой инспекции антимонопольных органов, органов в сфере защиты прав потребителей и прочих.
Нередко проверка трудовой инспекции по жалобе уволенного работника приводит к последующей повторной проверке — для контроля за исправлением нарушений. Если к вам один раз зашли с проверкой, постарайтесь исправить недостатки и не допускать «рецидива»: то, что вы уплатили штраф, вовсе не означает, что все претензии к вам сняты. Практически все административные правонарушения предусматривают повышенные санкции при повторном правонарушении.

Мы перечислили лишь несколько формальных элементов защиты, позволяющих снизить риск ответственности. Каждый руководитель предприятия должен позаботиться о комплексе мер, обеспечивающих юридически грамотное соблюдение требований закона. И пусть вас не пугает обилие необходимой «бумажной» работы — как показывает практика, в конечном итоге она всегда оказывается далеко не лишней.

Георгий Мохов
юрист, член Российского Союза Юристов, председатель Правовой Комиссии Российского Союза Туриндустрии, генеральный директор юридического агентства «Персона Грата»

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *

Навигация

Облако тегов

Архив новостей

^